10 главных археологических находок 2020 года

Археология набирает популярность. Начались масштабные раскопки в Египте, активно ведутся раскопки в странах Центральной и Южной Америки, в Европе и в Азии.

Конечно, в этом году многие исследовательские проекты были приостановлены, но в то же время у ученых появилось время провести полноценный анализ найденных ранее артефактов и просмотреть музейные архивы.

В результате было совершено немало открытий!

Свитки Мертвого моря

Свитки Мертвого моря стали объектом сразу нескольких независимых исследований и поэтому не раз обсуждались в новостях.

В марте стало известно, что вся коллекция фрагментов свитков Мертвого моря в Музее Библии в Вашингтоне (США) является подделкой.

В мае британские ученые, изучавшие материал, из которого изготовлены свитки, обнаружили на предоставленных им пустых фрагментах скрытый текст! Буквы удалось разглядеть с помощью спектрозональной съемки. Исследование продолжается.

(University of Manchester)

А в июне стало известно о новом методе сортировки свитков — по ДНК. С помощью анализа ДНК материала ученые искали фрагменты, написанные на коже одного и того же животного или родственных животных. Это бы означало, что эти конкретные свитки создавались в одном месте.

Метод себя оправдал. В результате ученые “перенесли” места рождения нескольких свитков и нашли “родственные”. Поэтому исследование продолжится.

(Menahem Kahana/AFP)

Стоунхендж 2.0

Недалеко от Стоунхенджа археологи с помощью радаров обнаружили еще более крупное кольцо из 20 ям (вероятно, их даже больше). Диаметр кольца более 2 километров. Размер ям тоже поражает: десять метров в диаметре и более 5 метров в глубину.

Читайте также:  Советский человек пройдет этот тест на 10 из 12

В центре кольца расположены известные доисторические монументы, а знаменитый Стоунхендж находится всего в 3,2 км к юго-западу от центра кольца.

Возраст ям оценивается в 4500 лет. Возможно, они использовались как указатели на священные места или же наоборот как предупреждения, что не следует идти дальше. Ученые продолжают исследования.

10 главных археологических находок 2020 года

(University of St Andrews)

Среди геоглифов Наски нашлась кошка

В Перу нашли геоглиф с изображением кошки. Линии почти затерлись, но, благодаря восстановительным работам, проступил изначальный рисунок.

Длина геоглифа — около 37 метров. Датируется II веком до нашей эры, когда были создано большинство геоглифов Наски.

10 главных археологических находок 2020 года

Раскопки радаром: древнеримский город и самая длинная белая дорога

Вообще, радарные технологии в этом году доказали свою мощь в археологии. Это стало понятно еще в 2019 году, когда ученые с помощью радаров построили карту древнего города в ЮАР.

В этом году недалеко от Рима ученые с помощью георадаров “раскопали” древнеримский город Фалери Нови, который вообще-то считался хорошо изученным.

Сканирование дало ученым 28,68 млрд точек данных, 4,5 гигабайта данных на гектар. Полный анализ потребует времени, но исследователи уже нашли немало любопытных особенностей Фалери Нови, о которых никто не знал.

10 главных археологических находок 2020 года

(Verdonck et al., Antiquity, 2020)

А в Центральной Америке, на полуострове Юкатан, археологи с помощью лидаров самую длинную “белую дорогу”. Ее строительство, вероятно, около 1000 лет назад заказала королева майя К’авиил Ахав.