Американский «Леонов». Трагедия второго человека в космосе.

Первый – это всегда герой. Первых знают все и во всем мире. А вот вторым повезло гораздо меньше. Совершая не менее геройские поступки, они остаются в тени широкой славы первых, и знают их только те, кто всерьез интересуется темой.

Все знают Гагарина, но многие ли могут назвать имя второго человека, который достиг космоса? (Алан Шепард в суборбитальном полете, через три недели после Гагарина.) Все знают Нила Армстронга, но кто ступил на Луну вторым? (Базз Олдрин.) Все знают Алексея Леонова, а кто вышел в открытый космос после него?

А стал им Эд Уайт. Через 2,5 месяца после 16-минутного пребывания в космосе Алексея Леонова (1965 год), американцы запустили на орбиту свой восьмой пилотируемый корабль «Джемини-4». В корабле находилось двое астронавтов – командир Джеймс МакДивитт и пилот Эдвард Уайт.

Американский «Леонов». Трагедия второго человека в космосе.

Основной задачей экипажа вовсе не был выход в открытый космос. Цель состояла в четырехдневном пребывании на орбите и исследование длительного влияния невесомости на организм человека. Также важной задачей считалось сближение с отработанной второй ступенью ракеты «Титан-3» – это помогло бы выработать технологию будущих стыковок.

Тем не менее, незадолго перед стартом руководство НАСА, обеспокоенное отставанием в «космической гонке», решило форсировать события и также осуществить выход человека за пределы космического корабля.

Американский «Леонов». Трагедия второго человека в космосе.

После старта в течение первого витка астронавты предприняли неудачную попытку сблизиться со второй ступенью «Титан-3». Несмотря на расход половины запаса топлива маневровых двигателей, вторая ступень начала еще более отдаляться от корабля. В результате было решено отказаться от дальнейших попыток сближения и сосредоточиться на выходе в космос (удачное сближение произошло только в следующей миссии).

Читайте также:  Интересные факты о Пушкине

Операция была намечена на второй виток после выхода на орбиту. Однако МакДивитт счел, что Уайт находится в слишком уставшем состоянии после старта и попыток догнать вторую ступень, и перенес опасную миссию на третий виток.

Схема выхода была несколько иной, чем в «Восходе-2» с Алексеем Леоновым. В советском корабле использовался специальный надувной шлюз, служащий для перехода в безвоздушное пространство без разгерметизации космического корабля. В «Джемини-4» шлюз не использовался, оба астронавта находились в скафандрах для внекорабельной деятельности, и разгерметизировался сам корабль.

Американский «Леонов». Трагедия второго человека в космосе.

Не обошлось без проблем. После постепенного сброса давления в кабине, выходной люк заклинило. Спасло положение то, что в ходе тренировок МакДивитт сталкивался с подобной ситуацией, и техники объяснили ему устройство замка. В результате попыток люк был открыт, и Эд Уайт, пристегнутый страховочным фалом, шагнул в космос.

Во время пребывания в безвоздушном пространстве наблюдались периодические проблемы со связью, однако никаких аварийных ситуаций не произошло. В космосе для перемещения Уайт впервые в мире использовал установку для перемещения и маневрирования астронавта, отдаляясь от корабля на пять метров. Маневрирование происходило гораздо легче, чем полагал Уайт, он поворачивался в разные стороны, а МакДивитт его фотографировал.

В общей сложности Уайт провел в космосе 36 минут. Вернувшись на корабль, он сказал:

«Это самый грустный момент в моей жизни»

После возвращения люк опять заклинило, и он не хотел закрываться. Это грозило обоим астронавтам смертью, однако с большим трудом с люком удалось справиться. Миссия предусматривала повторное открытие люка, чтобы освободить кабину от лишних предметов перед посадкой, однако командир разумно отказался от этого, решив не рисковать.

После 62-го витка «Джемини-4» вошел в атмосферу и благополучно приводнился.

Читайте также:  Радиоактивной пыли в антарктический лед может помочь Карта межзвездных облаках

Американский «Леонов». Трагедия второго человека в космосе.

Пара любопытных фактов, сопровождавших миссию. Компания IBM перед самым стартом широко рекламировала свои компьютеры – в рекламе делался упор на то, что они такие надежные, что даже НАСА использует их. На 48-м витке бортовой компьютер IBM вышел из строя. Из-за этого «Джемини-4» совершил посадку не в том месте, где планировалось ранее.

Второй факт. Фотографии Уайта в космосе облетели весь мир, и на них хорошо видно, что на рукаве скафандра находятся часы Omega Speedmaster – одна из двух моделей, одобренных НАСА для использования в космосе после испытаний. В компании Omega ровным счетом ничего не знали ни об этих испытаниях, ни о том, что Уайт выходил в космос с их часами, и обнаружили этот факт, только увидев фотографии в журналах. После этого данная модель часов стала коллекционной, и ее стали называть «Эд Уайт».

Дальнейшая судьба Эда Уайта сложилась трагически. Во время подготовки к первому пилотируемому полету по программе «Аполлон» в 1967 году при наземных испытаниях на борту корабля случился мощный пожар, вызванной искрой в электропроводке и кислородной атмосферой в кабине. Эдвард Уайт и два других астронавта, Вирджил Грисс и Роджер Чаффи, погибли от угарного газа спустя 14 секунд после начала пожара (при схожих обстоятельствах в СССР погиб Валентин Бондаренко). На месте пускового комплекса нынче установлена памятная доска с именами погибших.

Американский «Леонов». Трагедия второго человека в космосе.

А имя Уайта включено в Зал славы астронавтов, его имя присвоено одному из кратеров на Луне. Также во время четвертой миссии на Луну «Аполлона-15», на поверхности спутника была оставлена алюминиевая скульптурка «Павший астронавт», символизирующий Уайта, а также табличка с именами всех погибших за космос, включающая 8 астронавтов США и 6 космонавтов СССР:

Читайте также:  Теорию формирования Луны придется менять

Американский «Леонов». Трагедия второго человека в космосе.

Статьи по теме:

Американский «Леонов». Трагедия второго человека в космосе.

Источник

Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий