Атака была отбита

Атака была отражена

Рано утром 23 августа 1942 года буксир «Сократ» (капитан А.И. Кривцов) гнал танкер-баржу «Кобра» в Сталинград, в трюмах которого находилось 5 тысяч тонн бензина.

Во время «Капитанской поездки» на караван напала группа самолетов противника. Этой атаке предшествовало появление над караваном немецкого разведывательного самолета. Зенитчики «Сократ» во главе с лейтенантом Л.Я. Муравский были готовы и тут же открыли огонь.

Капитан Кривцов командовал комсомольцем В. Бочаровым, стоявшим у руля: «Гони корабль зигзагом».

Огонь зенитчиков и искусный маневр капитана не позволили противнику сбросить бомбы на цель. Атака была отражена, и Сократ продолжал следовать ее курсом.

Вечером, приближаясь к Сталинграду, «Сократ» снова был атакован немецкими самолетами. И снова зенитчики Муравского открыли по врагу прицельный огонь. Атака снова была отражена, и два вражеских самолета были сбиты.

Буксир «Орджоникидзе» (капитан Л. А. Загрядцев, комиссар Г. И. Зайцев) прибыл 20 сентября 1942 г с караваном из двух барж на причал Владимировка.

Спасательная шлюпка «Гетьман» подошла к кораблю по служебным делам».

В это время более 10 бомбардировщиков противника совершили налет на порт Владимировка и корабли в гавани. Зенитчики «Орджоникидзе» открыли огонь по самолетам противника. Сброшенные бомбы не попали в цель, но взрывы у борта корабля образовали дыры, в которые начала стекать вода. Осколками этих бомб погибли капитан Л. А. Загрядцев и комиссар Г. И. Зайцев, а также нефтяник А. Матерущев и нефтяник лодки «Гетьман».

Атака была отражена

Первый штурман буксира «Орджоникидзе» А.М. Давыдычев, принявший на себя командование судном, оставил буксируемые баржи на якоре и сам, управляя судном, вывел его на мелководье. Бригада машины под руководством механика А.М. Семкина начала заделку ям и откачку воды из трюмов. Через несколько часов пароход был готов к выходу.

Читайте также:  У спутников Нептуна очень странные орбиты

Во Владимировке похоронены капитан Л.А. Загрядцев, комиссар Г.И. Зайцев и оба ковбоя.

В конце октября 1942 года капитаном парохода «Орджоникидзе» был назначен Н.М. Трофимов, бывший капитан армянского парохода, подорвавшегося на мине у Черного Яра 16 октября 1942 года.

В ноябре – декабре 1942 года, вплоть до замерзания Волги, буксир «Орджоникидзе» работал на Сталинградских переправ к югу от города, перевозя все необходимое для защитников города.

Особенно тяжело было работать со льдом. Однажды, в конце ноября, во время сильного ледохода Орджоникидзе доставлял в Сталинград металлическую баржу с живой силой и различным военным снаряжением. Суда были покрыты льдом, в результате чего баржа была сорвана с фарватера и подорвалась на мине. Капитан Н. М. Трофимов, подойдя к ней, снял с нее всех людей и часть груза.

19 сентября в районе Черного Яра буксир «Траулер» (капитан Ф.И. Шептунов) подорвался на мине и затонул. Погибли капитан корабля, механик Н.С. Шамаев и другие члены экипажа.

20 сентября 1942 г в районе Чертковского Яра на мине подорвался буксир «Струя» (капитан Г.И. Бушуев). Капитан и 4 члена экипажа погибли.

24 октября 1942 года буксир «Яков Ермак» (капитан А.А. Дегтярев) подорвался на мине и затонул в районе Солодников. Вместе с капитаном погибли 2 члена экипажа. Этот пароход действовал на линии Владимировка – Сталинград, доставляя грузы и войска на фронты. На обратном пути из Сталинграда к нему привозили раненых. Он неоднократно подвергался бомбардировкам и обстрелам вражеской авиации, но, отражая их атаки, экипаж всегда успешно выполнял транспортные задачи.

24 октября «Яков Ермак» вылетел в Сталинград. На буксире он вел баржу с боеприпасами. В районе Солодниковского свитка на большой высоте над кораблем появился немецкий самолет-разведчик, который был унесен огнем зенитной артиллерии парохода. Но в этот момент под кораблем взорвалась мина. В результате взрыва была разрушена рубка вместе с капитаном, штурманом и рулем направления. Все они погибли.

Читайте также:  Интересно как работают Атомная и Водородная бомбы

Баржа с боеприпасами была доставлена ​​в Сталинград другим судном.

Было совершено множество опасных полетов по заминированной Волге, часто под обстрелом и огнем вражеской авиации.

Пароход «Гончаров» был оборудован 300 мест для раненых, но на борту всегда находилось 1500-1800 человек. Основная палуба, пролеты, коридоры и открытые террасы также должны были быть заняты нарами и носилками с ранеными.

На пароходе было установлено зенитное вооружение – 37-мм автоматическая пушка и 3 пулеметные установки.

Всего на этом пароходе из Сталинградской области было вывезено 14 тысяч раненых. Последний рейс состоялся 4 ноября 1942 года. В селе Водяное несколько сотен раненых были погружены на борт и доставлены в Куйбышев, после чего пароход прекратил свои рейсы из-за сильного ледохода.

Матросы Волжской военной флотилии продолжали очищать Волгу от дрейфующих ледяных шахт, работая в огромных условиях. Эта опасная работа не обошлась без жертв: на минах подорвались три речных тральщика и несколько траулеров. В районе Угольного Яра 31 июля 1942 г подорвался на мине, но тральщик № 124 Волжской военной флотилии остались на плаву. На нем пострадали 5 моряков.

При тралении у входа в Булгаковский затон 31 августа 1942 г. 127 (командир тральщика, старшина 2-го класса А.А. Шильянович) подорвался на мине. Корабль остался на плаву, хотя был сильно поврежден. Во время взрыва пострадали моряки Любченко И.Г., Кандыбин Л.Б., Киселев Н.С. Поврежденный тральщик отбуксировал на базу тральщик № 122 под командованием старшины 2 статьи А. Фионова.

22 сентября 1942 года при тралении на Старицком рифте он подорвался на мине и погиб вместе со всем личным составом, кроме одного матроса, тральщика № 121 (командир бригадир 2-го класса А. М. Яриков). Он также убил хранителей удава И. Михайлова и Л. Харькова. Бригады речных тральщиков в период плавания в 1942 г отработали 20 минут (в июле – 4, в августе – 12, в сентябре – 1, в ноябре – 3). Большинство мин было брошено противником за пределы фарватера, а некоторые взорвались при установке. 31 мина взорвалась под кораблями и вывела их из строя.

Читайте также:  Доказана возможность путешествий через черные дыры

Всего за навигацию 1942 года из 340 мин, упавших в Волге, обезврежена 211, из оставшихся 129 мин большая часть не представляла опасности для судоходства, так как в основном находилась за пределами русла реки.

Нина Кузнецова
Главный редактор , youtesla.ru
Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.

Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий