Баркас «Абхазец»

Баркас

Умело маневрируя, уворачиваясь от мин и пуль, а иногда и бомбя самолеты, «абхазы» всегда успешно совершали дневные полеты. И это было удивительно, ведь не только сам корабль остался цел, но и на нем не погиб ни один человек! Пострадавшие также получили легкие ранения и вернулись в родную шлюпку.

В 1979 году одному из авторов довелось пообщаться с капитаном легендарного «абхазца» А. Н. Хлыниным. В свои 77 лет Анатолий Николаевич казался бодрым, здоровым, полным энергии. Он хорошо помнил события обороны Сталинграда и, конечно же, все, что связано с его «абхазским».

Вспоминая события последних дней, Хлынин сказал: «Что касается Абхаза и его команды, они сказали, что нам повезло. Фактически, в какой бы огонь или бомбу мы ни попали, мы всегда выходили из строя целыми и невредимыми. Правда, в корпусе были дыры, как в сите. Конечно, нам повезло, но для каждой удачи есть свои причины. На мой взгляд, очень важен наш опыт. Если, например, вражеская пуля упала за корму, дождитесь следующей впереди, а третья может оказаться на борту или на палубе корабля.

Имея это в виду, и маневрировал. Рулевые прекрасно меня поняли. Но и здесь невозможно установить рецепты маневра. Интуиция, выработанная на опыте, подсказывала некое чутье. Второе, что помогло вывести корабль из самых сложных ситуаций, – это высокий уровень мастерства и железная дисциплина экипажа. Каждый стоял на своем месте, как солдат на передовой, и выполнял все приказы капитана точно и быстро. Все знали свой корабль как свои пять пальцев! Вся команда стремилась выполнить свой долг по защите своего родного города».

Экипаж «Абхазца» состоял из двух моряков – М. Ягупова и И. Кожухова. Мария дважды была ранена.

Однажды днем ​​«абхазец» попал под обстрел фашистского самолета. Сбросив все свои бомбы и убедившись, что ни одна из них не попала в корабль, гитлеровский стервятник начал «поливать» «абхазца» из пушек и пулеметов. Но даже это не смогло уничтожить корабль. Именно в это время Ягупова впервые получила травму. Ее отправили в медицинский батальон, откуда она вернулась рано, прося разрешения остаться на корабле. Времена были тяжелые, всех пересчитывали, и капитан А.Н. Хлынин не мешал его желанию.

Читайте также:  Интересные и смешные факты. Часть 62

Второй раз «абхазец» был обстрелян фашистами пулями и минами. Мария в это время стояла на страже и получила вторичную травму. Приехав из госпиталя, отважная женщина захотела остаться на теплоходе и сразу заняла сторожевой пост.

В последних числах сентября у северного дока Красного Октября одна из барж была убита минометным снарядом и унесена течением по реке. «Абхазской» команде было приказано догнать баржу, отбуксировать ее и отвезти на место, к причалу.

Баркас

Баржу уносили все дальше и дальше к берегу, занятому противником. Было 9 утра. Хорошая видимость. Абхазец сразу же вышел на середину реки, взял курс на баржу. Противник открыл огонь по катеру. Вскоре рулевая рубка была повреждена осколками мин и пуль, во многих частях корпуса и в дымовой трубе образовались дыры.

Несмотря на ожесточенный огонь, катер подошел к барже. Через минуту на борту уже были моряки Членов и Кострюков, обматывая носовую часть стальным тросом. Но тут осколком был ранен рулевой Членов. Только Кострюков должен был запустить буксирный трос. Он задал этот вопрос и «Абхазец», придав скорость, потащил баржу к причалу «Красного Октября». Через некоторое время она была там.

В начале октября «абхазец» был на правом берегу. В середине дня с левого берега Волги ушло несколько лодок с боеприпасами и солдатами на борту. Был сильный ветер и большие волны. Несмотря на это, лодки упорно продвигались в сторону правого берега.

Вдруг из-за Зайцевского леса появились вражеские «вестники» и начали стрелять из автоматов и пушек по беззащитным лодкам. Один из них был затоплен, люди оказались в воде. Капитан Хлынин приказал им покинуть причалы и подготовить спасательное оборудование. Солдат пришлось спасать с помощью анкерных тяг, так как к ним нельзя было подойти из-за больших волн. Всех, кто остался в воде, потащили к абхазскому мосту».

Читайте также:  Девушка из TikTok раскрыла секрет, как покорить любого парня одним лишь взглядом, у нее работает, а повторить может каждый

Вспоминая другие эпизоды из напряженной боевой жизни спасательной шлюпки, Анатолий Николаевич продолжил: «Однажды октябрьской ночью мы подошли к причалу на левом берегу, где стояла баржа с боеприпасами. Пришлось отбуксировать его до «Красного Октября». В этот момент, к счастью, из-за туч показалась луна и немцы открыли огонь по докам и кораблям. Как выяснилось, две пробоины образовались в результате разрыва одного из снарядов в барже над ватерлинией. Пока баржа буксировалась, их никто не заметил, а когда они начали переходить Волгу, в эти ямы хлынула вода. Военные на барже забили тревогу. Несмотря на то, что немцы нас расстреляли, нам пришлось остановиться. Мы подошли к барже.

В трюме уже была вода, и мне пришлось бродить по пояс, чтобы найти дыры. Вскоре я нашел их, но нечем было скрепить их, крикнул:

– Идемте, ребята, давайте пальто, а то пойдем на дно!

В трюм прилетели ватники и куртки. Когда ямы были отремонтированы, без промедления мы переехали в «Красный Октябрь».

Освещая Волгу ракетами и осветительными бомбами, гитлеровцы продолжали обстреливать «Абхаз» и баржу. Через несколько минут одна из мин взорвалась прямо на палубе баржи и вызвала пожар.

Абхазец, отказавшись от буксира, снова подошел к барже и экипаж вместе с бойцами Красной Армии потушил пожар. С такими «приключениями» баржа, имевшая на борту 500 тонн боеприпасов, была доставлена ​​к причалу «Красный Октябрь».

Наш «абхазец» погиб 14 октября 1942 года. Мы вернулись ночью с ранеными к причалам левого берега южнее Скудры и начали разгрузку. Когда последний пострадавший уже был на берегу, команда сошла на берег к землянке, чтобы немного отдохнуть, пока груз продолжался.

Читайте также:  Мужчина устал жить в 236-килограммовом теле и смог похудеть на 140 кг, доказав, что это все возможно

Он поднимался. Когда рассвело, немцы открыли сильный артиллерийский и минометный огонь. Одна из пуль пробила корму катера, который начал погружаться в воду. В результате упало еще много пуль, и корабль затонул. Никто из членов команды не пострадал.

В феврале 1943 года, не дожидаясь очистки Волги ото льда, люди Экрона подняли «Абхазос» со дна Волги. Мы видели более 100 дыр только на его трубке, и по всему его телу было бесчисленное множество дыр!».

Под огнем и артобстрелами «абхазы» совершили более 700 полетов через Волгу.

Слава «абхазов» разнеслась по Сталинградскому фронту. После Великой Отечественной войны на спасательную шлюпку была установлена ​​памятная доска в знак признания его воинских заслуг со следующей надписью:

«В дни великой Сталинградской битвы экипаж абхазской спасательной шлюпки во главе с капитаном Хлыниным совершил беспрецедентные подвиги. Под огнем вражеских батарей и взрывами пуль экипаж спасательной шлюпки храбро передал частям Советской армии оружие, боеприпасы, продовольствие и припасы».

Нина Кузнецова
Главный редактор , youtesla.ru
Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.
Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий