Отто Пилни, 866-1936 — Швейцария Восточная экзотикаПосле крушения Римской империи самые крупные невольничьи рынки оказались в мусульманских странах. Белокожие рабы считались экзотичным товаром, а потому высоко ценились и становились предметом целенаправленной охоты.
Как европейцы попадали в рабство? Что ждало белых невольников в исламском мире? В каких городах располагались наиболее крупные базары и какой «товар» котировался выше?
«Большинство из ныне живущих людей происходят из семей невольников» (Альфред Адлер, австрийский ученый)
В Восточной Европе главные невольничьи рынки располагались в Астрахани, азовском Тане и городе Каффе в Крыму, а основным источником рабов являлись военнопленные.
Согласно советскому историку Алексею Новосельскому, вопреки распространенному мнению, нашествия кочевников никогда не носили цель истребления живой силы. И тюрки, и монголы делали акцент на пленении людей и их дальнейшей продаже. Небольшие русские деревни, во множестве разбросанные по течению рек, становились наиболее легкой и доступной добычей.
Однако, свою лепту в работорговлю вносили и русские князья. В языческий период славянские княжества устраивали военные походы ежегодно!
Налеты устраивались ранней весной после полюдья и таяния льда. Ходили обычно на финно-угорские народы, полудиких вятичей и кривичей. Реже мероприятие обретало масштаб и тогда князья вели ладьи до Константинополя.
Как утверждает профессор Университета Восточной Финляндии Юкка Корпела, очень активны русские были на севере: Южной Лапландии, Центральной Финляндии и Карелии.
В этом случае пленников, «челядь», собирали в Новгороде. Некоторую часть приносили в жертву богам, другую » везли в Крым в греческие и венецианские города для продажи. Как правило, на Руси рабов не оставляли, поскольку ни в земледелии, ни в любом другом деле их труд не ценился.
Из Крыма невольников партиями везли в Константинополь/Стамбул, Багдад и Думьяту (Египет). Оттуда рабы распространялись по всему Востоку.
Средневековый хорватский священник-миссионер Юрий Крижанич писал: «В Греции, Турции и Египте славянских рабов так много, что я уже не уверен, а остался ли кто-нибудь в самой Руси?»
Действительно, по подсчетам российского историка Валерия Возгрина, с 1463 по 1779 года в рабство было уведено более 3 млн жителей Руси, Польши и Литвы.
Впрочем, Крижанич кривил душой. По данным профессора истории Роберта Дэвиса, за это же время берберийские пираты «наворовали» в рабство более 1,5 млн жителей Южной Европы.
Но что же с ними случалось потом? Какая судьба ждала белых невольников на Востоке?
«Самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным.» (Иоганн Вольфганг Гёте, немецкий мыслитель)
Рабство в исламских странах, прежде всего, Османской империи и Египте, являлось важной составляющей экономики и общества. Однако, в отличие от античного Рима сама форма рабовладения была несколько иной.
Согласно шариату (исламскому закону) мусульманин не мог держать в неволе другого мусульманина. Такой участи достойны были только иноверцы. Не было в исламском мире и крепостного права по точно такой же причине.
Таким образом, европейцы, оказавшиеся на Востоке в рабстве, имели исключительную возможность облегчить свою судьбу просто приняв веру местного населения. Освобождать их никто не торопился, но издеваться над ними уже было нельзя.
Как в Золотой Орде, так и в Османской империи очень ценились рабы-ремесленники, художники, музыканты. За таких людей давали хорошие деньги. Еще выше котировались женщины. Женщины, принявшие ислам, становились наложницами, кухарками и служанками, а иноверки — оказывались в борделях.
Например, история помнит русскую рабыню Роксолану, которая попала в гарем султана Сулеймана, стала его женой, а потом правила страной от его имени.
Роксолана — наложница, а затем жена османского султана Сулеймана Великолепного, хасеки, мать султана Селима II.
Любопытно, что в среднем число женщин-рабынь на Востоке вдвое превосходило число рабов-мужчин.
Впрочем, у мужчин вариантов для маневра было еще больше. Рабов массово зачисляли в армию и флот, из них комплектовали низшие чины городской администрации или же вручали обязанности по ведению домашнего хозяйства. Достигая определенного карьерного роста, такие невольники получали свободу. На плантациях и строительстве рабов на Востоке не использовали, поскольку те устраивали восстания.
Пример — тюрок Малик Бейбарс, раб, пойманный монголами где-то в половецкой степи и проданный в Египет. Малик был зачислен в мамлюкскую конницу, стал телохранителем местного султана, а потом узурпировал власть и основал новую египетскую династию.
- Хотите связаться со мной?