Царские инсигнии Ивана Грозного. Как выглядели бармы.

Созданное в XVI в. «Сказании о князьях Владимирских», в котором излагается происхождение великих московских князей от Пруса, брата римского императора Августа, появление царских инсигний на Руси объясняется следующим образом: «В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение — отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу: Неофита, митрополита эфесского, и с ним двух епископов, милитинского и митилинского, и антиохийского стратига Антипа, иерусалимского наместника Евстафия и других своих знатных вельмож. С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворящего древа, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских. <…> И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. И пребывал после того во все время с царем Константином в мире и любви. С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское».

Более сокращенный вариант содержится в Лицевом Летописном Своде при описании чина венчания на царство Ивана IV: «И, посидев немного, [царь и митрополит Макарий] встали, и велел митрополит двум архимандритам и игумену принести к себе с аналоя на золотом блюде крест (с частицей) Животворящего Древа, на котором был распят Господь наш Исус Христос, и кооторыйф прислал греческий царь Константин Мономах на поставление великим русским князьям с бармами и шапкой с эфесским митрополитом Неофитом и прочими посланниками».

Читайте также:  Самые красивые женщины в истории

Другая версия появления барм в качестве украшения парадной одежды изложена в книге Ф.Ф. Комиссаржевского «История костюма»: «Со времени Владимира Мономаха великие князья носили драгоценный венец, называемый шапкой Мономаха, и бармы – широкий круглый воротник, осыпанный каменьями и украшенный медальонами-иконами. Эту шапку и бармы прислал Владимиру Мономаху византийский император Алексей Комнин, и принадлежали они деду Владимира по матери, Константину Мономаху».

Красивые легенды, рассказывающие о преемственности великокняжеской власти от византийских императоров. Об использовании барм в качестве части парадного орната известно еще со времен Ивана Калиты. Но сакральное значение оплечье получило при его сыне Иване Ивановиче Красном. От него пошла традиция передавать инсигнию вместе с другими регалиями великокняжеской власти наследникам.

В феврале 1498 г. Иван III венчает внука Дмитрия и возлагает на него принятые из рук митрополита бармы и княжескую шапку. Присутствовавший на церемонии дипломат Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн описывает бармы следующим образом: «Бармы есть род широкого ожерелья из мохнатого шёлку; снаружи они прекрасно отделаны золотом и всякого рода драгоценными камнями…».

Как выглядели бармы Ивана Грозного, возложенные на него во время церемонии венчания на царство, доподлинно не известно. Датский посланник Якоб Ульфельдт, посетивший Александровскую слободу с посольством в 1578 г., в своих воспоминаниях написал: «Первый [царь Иван IV] был облачен в шелковую тунику золотистого цвета, украшенную драгоценными камнями, на шее у него было золотое украшение, сделанное из разных [драгоценных] камней…». Из чего изготовлена основа украшения – из ткани или металла – дипломат не уточняет.

В статье «Опыт реставрации миниатюрной живописи на объемных пергаменных медальонах» Н.П. Масленникова пишет: «В Музеях Московского Кремля хранится 5 барм:

  • Бармы царя Алексея Михайловича из семи запон — Константинополь, II половина XVII в.
  • Бармы царя Федора Иоанновича — Москва, конец XVI в.
  • Бармы царя Михаила Федоровича — Москва. 1629 – 1645 гг.
  • Бармы — Россия, вторая пол. XVII в.
  • Бармы — Россия, XVI в.».
Читайте также:  23 интересные факты о Орландо Блум

Нас интересуют последние, относящиеся к XVI веку. Как сообщает Масленникова, «В описях Оружейной палаты [1884-1893 гг. ] написано: «Бармы итальянского таусинного атласа /фиолетового/, на красной /черевчатой/ атласной подкладке, шитье белаго под жемчуг стебельчатым орнаментом и кругами. Жемчуг и дробницы отсутствуют. //Дата: 16 век. //Происхождение: Из старого основного собрания Оружейной палаты…. <…> Бармы имеют форму круглого широкого ворота с косым разрезом спереди. Застежка барм состоит из четырех крючков, пришитых по правому краю разреза, и четырех колец по левому краю. Лицевая сторона выполнена из вишневого выцветшего атласа. Деисус — клейма, в которые помещены пергаментные живописные медальоны с поясным изображением святых. Среди медальонов выложен узор под обнизь жемчугом из толстых белых хлопчатобумажных нитей, обрамленных золотной канителью (трунцал)…».

На лицевой стороне барм расположены пергаментные живописные медальоны с поясным изображением святых. На 8 овальных медальонах изображены Иисус Христос, Богоматерь, Архангел Михаил, Апостол Петр, Святитель Николай Чудотворец, Апостол Павел, Архангел Гавриил, Пророк Иоанн Креститель (Предтеча).

Реставратор Музеев Московского Кремля упоминает, что в первой половине XIX века академик Ф.Г. Солнцев зарисовал бармы XVI в. Рисунки были включены в издание «Древности Российского Государства». Фото с сайта ГИМ.

Предположить, что эти бармы принадлежали Ивану IV Грозному, не уместно – слишком малы и не богато украшены. Но следует отметить, что медальоны барм несут духовно-идеологическую программу, выполненную под конкретного заказчика. Иван IV родился 25 августа 1530 г. и был назван в честь Иоанна Предтечи. Праздник Усекновения Главы Иоанна Крестителя приходился на 29 августа. Кроме этого царь считал своим небесным покровителем Архангела Михаила и даже посвятил ему канон. Интересно также то, что, как пишет в ссылке к своей работе Н.П. Масленникова, рисунок Ф.Г. Солнцева был известен под названием «Шитые детские бармы XVII в». Исходя из этого, можно осторожно предположить, что бармы принадлежали одному из царских сыновей, вероятно, Ивану, чьим покровителем был Св. Иоанн Лествичник.

Читайте также:  Старуха Шульгина. Её не любили во дворе и никто не знал её прошлое

Источник

Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий