Героизм судов «Гаситель» и «Самара»

Героизм кораблей «Огнетушитель» и «Самара»

Буксир «Крестьян» (капитан Б.П. Широков) шел по Волге с тремя баржами. На караван напала группа фашистских самолетов. Капитана и его команду не застали врасплох. Под обстрелом им удалось сломать состав, разбросать баржи под обрывистым берегом, благодаря чему враги не смогли уничтожить ни одного корабля.

Буксир «Механик Власов» (капитан Смирнов А.М.) следовал за Сталинградом в Астрахань. У Саралевской Воложки пароход остановился на ночлег под берегом и был настолько замаскирован, что сколько бы вражеских самолетов ни искали, не находили, хотя и пролетали над ним. Утром пароход продолжил путь и благополучно прибыл в Астрахань.

Паровой буксир «Минск» (капитан Красильников С.П.) в последние дни июля 1942 г последовал за баржами из Астрахани на Волгу. В районе Черного Яра два вражеских самолета атаковали караван и сбросили 5 бомб. Благодаря правильному маневру капитана С.П. Красильникова ни один из них не достиг цели.

Колонна кораблей, буксируемая пароходом «Академик Губкин» (капитан Д.А. Вдовин, комиссар Дьяконов), 26 июля 1942 г в районе Горной Пролейки подверглась нападению группы вражеской авиации, которая не только сбросила бомбы, но и обстреляла ее корабли с пушечным огнем и пулеметами. В результате на судне несколько членов экипажа погибли и получили ранения. Пароход получил около 70 пробоин от пуль и осколков. Капитану Д.А. Вдовину, выполнив правильно рассчитанный маневр, удалось вывести из огня корабль и пять буксируемых барж. Ни один корабль в караване не погиб.

Благодаря усилиям парохода все ямы были отремонтированы, и он продолжил путь.

Однако ночью он отступил в районе Пешей.

Речники и моряки Волжской флотилии самоотверженно и мужественно спасали различные грузы, людей и имущество с поврежденных или погибших кораблей, железнодорожных вагонов, береговых и плавучих складов, а также спасали сами корабли.

Экипажи пожарно-спасательных кораблей «Огнетушитель» и «Самара» особенно прославились в те времена своим мужеством и героизмом».

Героизм кораблей «Огнетушитель» и «Самара»

Командиром «Огнетушителя» в то время был известный на Волге капитан П.В. Воробьев. Бывший моряк Черноморского флота, в 1904–1905 годах служил на линкоре «Синоп» матросом 1-го класса. В годы гражданской войны П. В. Воробьев принимал активное участие в борьбе с белогвардейцами на Северном Каспии и в Царицыне. После войны командовал ледоколом «Каспий» и многими другими кораблями. В 1927 году назначен капитаном пожарно-спасательного парохода «Огнетушитель».

Читайте также:  Фото дня: весна на Марсе

За долгую службу на Волге «Огнетушитель» спас много судов: в 1928 г пароход посещал К.Е. Ворошилов, в 1929 г. – А.М. Горький. В судовом журнале оставили восторженные слухи о храбрых действиях экипажа. Перед Великой Отечественной войной бригада огнетушителей была одной из лучших на Волге, а также была одним из основоположников стахановского движения.

Когда война дошла до Волги, капитану П.В. Воробьеву было 59 лет. Несмотря на возраст, Петр Васильевич был полон сил и здоровья, он был одним из самых энергичных и активных капитанов. Кажется, не было такой задачи, которую не выполнили бы огнетушитель, его капитан и экипаж!

Уже 26 июля 1942 года зенитное вооружение было установлено на «Огнетушитель», обслуживаемом небольшим военным отрядом.

В ночь с 27 на 28 июля 1942 г в районе реки Пичуга вражеские самолеты подвергли бомбардировке колонну кораблей, в которой находились три баржи «Обь», «Медянка» и «Рутка», следовавшие за ней река.

В результате атаки танкерная баржа «Обь», в трюмах которой находилось 10 400 тонн керосина, получила прямое попадание вражеской бомбы примерно по середине корпуса. На нем вспыхнул пожар. Керосин начал вытекать из большой дыры в палубе, которая продолжала гореть на воде. Баржа также прочно села на мель, а две другие баржи «Рутка» и «Медянка», груженные мазутом, были пришвартованы «нос к корме». Огонь Оби мог в любой момент перекинуться на Рутку, а затем и на Медянку».

Огнетушитель полным ходом выехал из Сталинграда на помощь каравану. Капитана не испугала минная опасность в районе Акатовка-Ерзовка, и 28 июля пароход прибыл на место происшествия в час 35 минут.          

Было ясно, что Обь спасти невозможно, необходимо отделить другие баржи и отвести их от горящей. Но как к ним подобраться, если на воде бушевало пламя горящего керосина?

П.В. Воробьев приказал поставить перед кораблем водную завесу со струями мощных пожарных насосов. Вслед за этими самолетами «Огнетушитель» подошел к «Рутке».

Читайте также:  Учёные нашли способ восстанавливать сердечные мышцы

Начальник пожарной охраны Нестеров, повязав лицо фартуком, выскочил на палубу «Рутки», а за ним двое матросов, с головы до пят промокшие в воде. В этот момент командир боевого расчета Вормс погасил пламя приземлившихся смельчаков струями воды с парохода. Нестеров и его помощники пытались отказаться от швартовных тросов, которыми «Рутка» пришвартовалась к «Оби». В конце концов им это удалось, и Огнетушитель, отбуксировав эти две баржи, увез их из опасного места.

«Рутка» и «Медянка» были доставлены в затон Шадринского. Все корабли, работавшие на Сталинградских переходах, брали с них мазут для своих печей в течение нескольких месяцев.

Вспоминая эпизод спасения барж с мазутом «Огнетушителем», секретарь Сталинградского обкома ВКП (б) А.С. Чуянов писал:

«В этом бою с огнем самоотверженно вела себя вся команда огнетушителей, особенно капитан П.В. Воробьев, главный инженер Ерохин».

Капитан «Огнетушителя» за отличные спасательные работы барж «Рутка» и «Медянка» выразил благодарность всему экипажу.

8 августа 1942 года 17 фашистских самолетов «Хейнкель-Ш» совершили налет на железнодорожную станцию ​​Сарепта и Красноармейский затон, где скопилось большое количество вагонов и кораблей с боеприпасами, военной техникой и различным имуществом. В результате бомбардировок на станции и в заводи начались большие пожары. Ворвались вагоны с боеприпасами, в результате пожара и крушения корабля погибли прибрежные склады.

Пожарные пароходы «Огнетушитель» и «Самара» (капитан М. Я. Овчинников) по тревоге выехали к месту пожара. В то же время экипажу парохода «Минск» (капитан С.П. Красильников) было приказано вывести баржи с боеприпасами и военной техникой из Красноармейского затона в безопасное место.

В невероятном застоя между взорвавшимися боеприпасами «Огнетушитель» и «Самара» подошли к горящей пристани и храбро вступили в бой с огнем. Бойцы Красного Флота двух героических кораблей работали среди пламени, осколков и свистящих вокруг пуль, взрывая боеприпасы, направляя струи пожарных рукавов в наиболее опасные места. По счастливой случайности на этих кораблях обошлось без жертв, ведь «Огнетушитель» позже насчитал 28 пробоин в корпусе и надстройках.

Утром 9 августа 1942 г пожар потушили. Члены экипажа огнетушителя и пароходов «Самара» оказались настоящими героями.

Так, участник тех событий А.В. Шагурин описал действия группы огнетушителей: «… то и дело происходили взрывы гранат, гранат, треск патронов, похожие на пулеметные очереди. Ударные волны на «огнетушителе» взорвали иллюминаторы, разбили стекла в рубке. Волны воздуха заставляли людей падать. У многих горела одежда, огонь невыносимо обжигал их лица. Но ни одного человека не было на дежурстве. Главный механик Ерохин не отходил от камер, и восемь мощных струй воды не ослабевали ни на секунду. Более 12 часов подряд капитан «Огнетушителя» Петр Васильевич Воробьев вел героический бой с огнем… В 6 часов утра пожар утих» .

Читайте также:  Где в Солнечной системе больше всего воды?

При тушении пожара на «Огнетушителе» выделялись руководители пожарных групп Филиппов и Червяков, пожарные Елагин, Олейников, Агарков, Хоролевский, Алешин и другие.

В результате обстрела Красноармейского затона, а также железнодорожных вагонов, прибрежных складов и других построек погибли спасательная шлюпка «Энергетический», катера «Танкист» и «Гвардия», а также три баржи.

Для «Огнетушителя» это был не последний пожар, в тушении которого он участвовал. 20 августа потушил пожар в Лесобазе, 22 августа – на складах кожевенного завода в Купоросном, 23 августа – на центральной пристани Сталинграда и нефтебазе, а также во многих других местах города во время его бомбардировки фашистскими самолетами.

Героически проявил себя штаб парохода «Минск», направлявшегося к барже с боеприпасами.

Поскольку затон был забит кораблями, пароход был вынужден тянуть баржу на коротком трейлере. Риск был огромен: в случае взрыва боеприпасов на барже от парохода ничего не останется. Но боеприпасы пришлось сохранить, а баржу вытащили из заводи, положили в безопасное место. А потом снова в затон, в море огня и взрывающихся боеприпасов. Была выведена еще одна баржа, груженная авиабомбами, и несколько других кораблей.

Капитан С.П. Красильников, комиссар В.Н. Долматов и экипаж парохода проявили мужество и незаинтересованность, спасая в этот день несколько кораблей.

Нина Кузнецова
Главный редактор , youtesla.ru
Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.

Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий