На постсоветском пространстве немало городов, которые изрядно потрепали десятилетия рыночной экономики. Десятки, а где-то даже сотни тысяч жителей уехали в столицы или за границу – в поисках лучшей жизни, стабильного заработка. Одним словом, "за светлым будущим", которое в СССР так построить и не получилось.
Но из всех городов, которые испытали острую ломку 90-ми и нулевыми, которые пережили развал предприятий, стихийные рынки и самострой, которые меняли свой облик, но год за годом теряли часть своего населения, есть свои лидеры, об одном из которых мы расскажем сегодня.
Екатеринослав как уездный город Российской империи был основан в 1787 году по указу Екатерины Второй. Уже на склоне лет сама императрица заложила камень в строительство Преображенского собора, давшего начало городу. Оставленный в этих землях губернатором ее фаворит Григорий Потемкин хотел развернуть здесь масштабное строительство, но успел не так много.
В конце XIX века промышленная революция мощной волной накрыла эти земли – и в Екатеринославе один за другим стали появляться металлургические заводы. В город потекли капиталы – стали строиться масштабные дома, появилась ощутимая прослойка буржуазии.
В 1897 году Екатеринослав стал третьим городом Российской империи, после Нижнего Новгорода и Киева, по улицам которого поехал электрический трамвай.
Заводы и фабрики Екатеринослава бурлили в ходе всех российских революций, и вместе со всем пролетариатом страны вошли в период Гражданской войны. В 1926 году в честь партийного и государственного деятеля СССР Григория Петровского город был переименован в Днепропетровск.
Советская власть использовала Днепропетровск как один из флагманских промышленных центров этого региона и опорный пункт в ходе индустриализации 1930-х гг.
С августа 1941 по октябрь 1943 гг. город был оккупирован немецкими войсками. В честь освобождения Днепропетровска в Москве был дан салют 20-ю артиллерийскими залпами из 224 орудий.
После войны город быстро восстановили, и тут развернулись грандиозные стройки пятилеток. Машиностроительный завод, КБ "Южное", Приднепровская ГРЭС, шинный завод и завод тяжелых прессов. В центре город стали возводится масштабные ансамбли новых жилых домов в стиле сталинского ампира. Уже через 2 года после Победы 1945 года, по улицам Днепропетровская поехал троллейбус.
Темпы роста Днепропетровска в 1960-е годы поражали. Районы пятиэтажных хрущевок росли как дрожжах вокруг исторической застройки, а в 70-е застройка шагнула в поля, где еще за несколько лет до этого садили картошку и бегали зайцы. Так появились типовые спальные районы массового жилищного строительства «Победа», «Сокол», «Парус», «Солнечный», «Красный Камень», «Коммунар», «Тополь»…
Союз нерушимый… Даже если внешне сравнивать фото украинских городов и городов РСФСР позднего социализма, первые выглядят гораздо более благоустроенными. Так и Днепропетровск – широкие проспекты, высотные здания. Ну и не удивительно, этот город советские власти всегда любили и то и дело награждали "за активное участие в революционном движении…". Именно здесь в прежние годы начинал свою карьеру Леонид Ильич Брежнев, и свою малую Родину будучи генсеком 1/6 суши, он не забыл.
В 1981 году именно Днепропетровск в качестве места для съемок своего фильма "Родня" выбрал Никита Михалков. В кадр попало множество городских пейзажей, а также стадион, вокзал…
В 1990-е гг. город с "богатым революционным наследием", которое стало никому не нужным, быстро начал погружаться в пучину безработицы, преступности, бесперспективности и развала. Основные промышленные предприятия встали, оставив без работы десятки тысяч семей вчерашних инженеров, строителей, конструкторов, рабочих…
На развалах бывшей Великой советской империи в той его части, где еще недавно все было благополучно, к середине 90-х появился ослепительный блеск жизни новых банкиров, бизнесменов и криминальных авторитетов, и нищета основной массы горожан, всю жизнь старавшихся быть честными и порядочными людьми.
Именно в этом городе на заре 90-х начинали свою политическую карьеру многие будущие скандальные украинские политики – Павел Лазаренко, Юлия Тимошенко… В Днепропетровске сколотил свои капиталы человек, о котором не раз писал Forbes – Игорь Коломойский.
Символом нового Днепропетровска и олицетворением класса новых собственников и хозяев жизни стал ЖК "Башни", построенный в начале нулевых.
В эти же годы из города на Днепре стало массово уезжать население. Разумеется, в первую очередь – трудоспособное. Работу можно было найти только в сфере торговли и торгово-развлекательных центрах.
В 2011 году украинские СМИ стали бить тревогу, поскольку число городов-миллионников Украины стало на 1 меньше – население Днепропетровска упало до уровня 995 тысяч человек и продолжало уменьшаться. При этом в состав численности населения постоянно включали тех, кто был тут лишь прописан, но уже давно перебрался на пмж в Западную Европу или Америку.
Уже в 2010-е новым символом города на Днепре стал самый большой в мире еврейский центр "Менора".
На волне докоммунизации 19 мая 2016 года Постановлением Верховной Рады Украины город переименован из Днепропетровска в Днипро (Дніпро). Но от изменения названия проблем в городе не убавилось. Несмотря на строительство многих масштабных современных зданий, открытие в 1995 году метрополитена (чего нет во многих городах России с аналогичным населением), город имеет напряженную социальную атмосферу и целый вагон социально-экономических проблем.
Днепровцы любят свой город, а для бывших советских граждан, даже несмотря на то, что он находится в другой стране, он так и останется в какой-то степени родным городом, своим, немного советским, где у кого-то остались родственники и друзья.
подписывайся на канал "Первый путешествующий"