Хованщина. Апогей

Продолжаем разговор о стрелецком восстании 1682 года (ссылка на первую часть в конце статьи). В прошлый раз мы оставили маленького Петра с его матерью в осажденном Кремле Лучников, которым правили княгиня София, Голицына, Хованский и род Милославских.

Чованщина. Апогей

Наталья Нарышкина (мать Петра Великого)

Стрелки пришли к Наталье Нарышкиной с просьбой выплатить всю удержанную ею зарплату. Видимо, долгое время разные полковники забирали у солдат довольствие для собственных нужд, потому что в казне этой суммы не было. Сюда, как хозяйка положения, присоединилась София. Он приказал собирать деньги с населения и плавить пластины из драгоценных металлов. В общем, начали что-то набирать, постепенно платят.

Софья верила, что лучники в ее руках, что верой и правдой служит их главный авторитет, Хованский. В благодарность он даже назначил его де-факто министром обороны страны. Стрельцы, в свою очередь, спросили Нарышкину, что царем является не только Петр, но и болезненный Иван Алексеевич. При этом именно Иван будет назначен старшим царем. Но более того, при них регентшей станет Софья Алексеевна.

Чованщина. Апогей

Коронация Ивана и Петра в присутствии княгини Софии

Нарышкина поняла, что идти некуда, согласилась. Формально получилось так, что вместо одного царя Петра в стране их двое одновременно, а на самом деле власть просто перешла из рук Натальи (хотя какая власть у нее была в то время .. никакой) в ее руки руки княгини Софии и Милославских стали доминирующим родом вместо обезлюдевшего рода Нарышкиных.

Софья действительно получила полную власть, но Хованский так не считал. Он командовал ключевой военной организацией в стране, и его личные амбиции позволяли ему играть в одиночку.

К нему приехала основная неблагополучная община того времени – старообрядцы. Они считали, что в результате перемен они смогут отменить реформы Никона и вернуть церкви старый обряд, и в то же время укрепить свои позиции.

Читайте также:  Почему языческая Русь так легко победила иудейскую Хазарию?

Чованщина. Апогей

Хованский считал, что для него это прекрасная возможность стать посредником церковного раскола, и, если ему удастся продвинуть идеи старообрядцев, он даже получит безоговорочную поддержку церкви. Но нынешний патриарх и митрополиты думали иначе. Никакого диалога построено не было. Хованский обращается к Софии, но она тоже не может идти против решения отца, по сути, отказывается решать эту проблему.

Затем было решено созвать широкую общественную дискуссию, в которой стороны выскажут свои позиции, и, как решило собрание, пусть будет так. Хованский хотел, чтобы все это было в лагере расстрелов, чтобы собрались все честные люди. И тогда народ был против всего, что связано с властью. Могут начаться беспорядки, и принимаемые таким образом решения непредсказуемы. София была мудрой женщиной. Он сказал Хованскому, что имеет полное право находиться там и перед своими сестрами, тетками, так как этот вопрос напрямую касается его семьи. Но в чем проблема, все они одинокие женщины и несправедливо ходить по улицам. Поэтому пусть спор будет, но в Кремле, в одной из палат. Все они могут быть там.

По дороге в Кремль между представителями духовенства двух сторон произошла потасовка, лучники разлучили их, предоставив беспрепятственный проход сторонникам старого обряда.

Чованщина. Апогей

«Раскольники с шумом вошли в Граненый и сложили свои слои и свечи, как на квадрате; они пришли утвердить древнюю веру, разрушить все нововведения и не заметили, с какими беспрецедентными нововведениями они столкнулись в Грановитой палате: там только женщины! Девочки открыты для всех, а всем правит принцесса!»

СМ. Соловьев

Конечно, старообрядцы возлагали все свои надежды на толпу, что они могут взволновать простой народ, полюбить обиженных и угнетенных. А за закрытыми дверями в Кремле, что тут обсуждать? Там они не могли ничего противопоставить доводам нынешней церковной власти, присутствующих царевен, с ней поговорили бояре и наградили ее победой в споре.

Читайте также:  Восемь казненных королев. От I века до XX!

Споры, конечно, были ожесточенными. Никита Пустосвят в спешке ударил Афанасия, архиепископа Холмогорского. Он был ученым и опытным полемистом. А у коренного фанатика старой традиции такого опыта не было, и, не найдя новых аргументов, он бросился к иерарху. За такое поведение Никита получил публичный упрек со стороны княгини Софии. В общем, тогда старообрядцев ни с чем не конвоировали.

Что ж, старообрядцы во главе со своим лидером Никитой Пустосятом в отчаянии ушли и начали волновать народ, утверждая, что победа за ними, что лучники на их стороне, что старый порядок вернется.

София встретила Хованского и стала ругать лучников за то, что они вызывали беспорядки, поддерживая раскольников. Да, он сам понимал, что допустил политическую ошибку, поэтому в тот же день было объявлено, что лучники не поддерживают старообрядцев. Наиболее активные раскольники были сосланы в монастыри, а бедный фанатик Никита Пустосвят публично казнен в лагере для расстрелов.

Но этот инцидент еще больше усугубил разрыв между Софьей, ее сторонниками и Хованским. Проблема должна была быть решена и как можно скорее.

Продолжается.

Чованщина. Часть 1. Посвящение.

Читайте также наш рассказ о восстании Болотникова

Нина Кузнецова
Главный редактор , youtesla.ru
Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.
Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий