Хованщина. Апогей

Продолжаем разговор о стрелецком восстании 1682 года (ссылка на первую часть в конце статьи). В прошлый раз мы оставили маленького Петра с его матерью в осажденном Кремле Лучников, которым правили княгиня София, Голицына, Хованский и род Милославских.

Чованщина. Апогей

Наталья Нарышкина (мать Петра Великого)

Стрелки пришли к Наталье Нарышкиной с просьбой выплатить всю удержанную ею зарплату. Видимо, долгое время разные полковники забирали у солдат довольствие для собственных нужд, потому что в казне этой суммы не было. Сюда, как хозяйка положения, присоединилась София. Он приказал собирать деньги с населения и плавить пластины из драгоценных металлов. В общем, начали что-то набирать, постепенно платят.

Софья верила, что лучники в ее руках, что верой и правдой служит их главный авторитет, Хованский. В благодарность он даже назначил его де-факто министром обороны страны. Стрельцы, в свою очередь, спросили Нарышкину, что царем является не только Петр, но и болезненный Иван Алексеевич. При этом именно Иван будет назначен старшим царем. Но более того, при них регентшей станет Софья Алексеевна.

Чованщина. Апогей

Коронация Ивана и Петра в присутствии княгини Софии

Нарышкина поняла, что идти некуда, согласилась. Формально получилось так, что вместо одного царя Петра в стране их двое одновременно, а на самом деле власть просто перешла из рук Натальи (хотя какая власть у нее была в то время .. никакой) в ее руки руки княгини Софии и Милославских стали доминирующим родом вместо обезлюдевшего рода Нарышкиных.

Софья действительно получила полную власть, но Хованский так не считал. Он командовал ключевой военной организацией в стране, и его личные амбиции позволяли ему играть в одиночку.

К нему приехала основная неблагополучная община того времени – старообрядцы. Они считали, что в результате перемен они смогут отменить реформы Никона и вернуть церкви старый обряд, и в то же время укрепить свои позиции.

Читайте также:  Как создавали самую известную панораму в России?

Чованщина. Апогей

Хованский считал, что для него это прекрасная возможность стать посредником церковного раскола, и, если ему удастся продвинуть идеи старообрядцев, он даже получит безоговорочную поддержку церкви. Но нынешний патриарх и митрополиты думали иначе. Никакого диалога построено не было. Хованский обращается к Софии, но она тоже не может идти против решения отца, по сути, отказывается решать эту проблему.

Затем было решено созвать широкую общественную дискуссию, в которой стороны выскажут свои позиции, и, как решило собрание, пусть будет так. Хованский хотел, чтобы все это было в лагере расстрелов, чтобы собрались все честные люди. И тогда народ был против всего, что связано с властью. Могут начаться беспорядки, и принимаемые таким образом решения непредсказуемы. София была мудрой женщиной. Он сказал Хованскому, что имеет полное право находиться там и перед своими сестрами, тетками, так как этот вопрос напрямую касается его семьи. Но в чем проблема, все они одинокие женщины и несправедливо ходить по улицам. Поэтому пусть спор будет, но в Кремле, в одной из палат. Все они могут быть там.

По дороге в Кремль между представителями духовенства двух сторон произошла потасовка, лучники разлучили их, предоставив беспрепятственный проход сторонникам старого обряда.

Чованщина. Апогей

«Раскольники с шумом вошли в Граненый и сложили свои слои и свечи, как на квадрате; они пришли утвердить древнюю веру, разрушить все нововведения и не заметили, с какими беспрецедентными нововведениями они столкнулись в Грановитой палате: там только женщины! Девочки открыты для всех, а всем правит принцесса!»

СМ. Соловьев

Конечно, старообрядцы возлагали все свои надежды на толпу, что они могут взволновать простой народ, полюбить обиженных и угнетенных. А за закрытыми дверями в Кремле, что тут обсуждать? Там они не могли ничего противопоставить доводам нынешней церковной власти, присутствующих царевен, с ней поговорили бояре и наградили ее победой в споре.

Читайте также:  Русский след в истории скифов

Споры, конечно, были ожесточенными. Никита Пустосвят в спешке ударил Афанасия, архиепископа Холмогорского. Он был ученым и опытным полемистом. А у коренного фанатика старой традиции такого опыта не было, и, не найдя новых аргументов, он бросился к иерарху. За такое поведение Никита получил публичный упрек со стороны княгини Софии. В общем, тогда старообрядцев ни с чем не конвоировали.

Что ж, старообрядцы во главе со своим лидером Никитой Пустосятом в отчаянии ушли и начали волновать народ, утверждая, что победа за ними, что лучники на их стороне, что старый порядок вернется.

София встретила Хованского и стала ругать лучников за то, что они вызывали беспорядки, поддерживая раскольников. Да, он сам понимал, что допустил политическую ошибку, поэтому в тот же день было объявлено, что лучники не поддерживают старообрядцев. Наиболее активные раскольники были сосланы в монастыри, а бедный фанатик Никита Пустосвят публично казнен в лагере для расстрелов.

Но этот инцидент еще больше усугубил разрыв между Софьей, ее сторонниками и Хованским. Проблема должна была быть решена и как можно скорее.

Продолжается.

Чованщина. Часть 1. Посвящение.

Читайте также наш рассказ о восстании Болотникова

Нина Кузнецова
Главный редактор , youtesla.ru
Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.
Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий