Христос и мусульмане: каких поклонников ищет Бог?

Христос и мусульмане: каких поклонников ищет Бог?

Обратите внимание, как иллюстрации в этом евангельском рассказе отличаются друг от друга. Это старинная итальянская фреска. Дальше будут разные…

Бог действительно ищет поклонников для себя. Ну а кому еще поклоняться, как не Богу? Только что. У Бога много поклонников, которые поклоняются, как сказал Христос, не зная чему или кому – Он сказал это о формально верующих всех времен и народов. Поэтому Он Сам ищет поклоняющихся Себе, и находит, находит повсюду. И Бог добр к ним, и они очень добры к Богу. И я хочу привести евангельский рассказ, в котором Иисус Христос и словами, и делами рассказывает, каких поклонников ищет Бог. Так что смотрите сами: Бог нашел вас поклонником или все еще ищет вас. И ты нашел это?

И все же эта история для нас образец, безошибочная подсказка: как христианину относиться к мусульманину? Точно так же, как Иисус Христос реагировал на людей, которых по праву можно было назвать мусульманами во времена Иисуса Христа. Это были самаритяне, которые в этой истории служат пророческим образом того, как они однажды скоро встретят Белого Царя, христианина и мусульманина, и как они будут поклоняться Единому Богу. Аминь!

Первым человеком, которому Иисус Христос сказал открыто и прямо, что Он Мессия, была.. женщина-самарянка, которая к тому же была замужем пять раз, живет со следующим, шестым сожителем. Не могу не привести здесь всю эту историю, которая читается в один присест. Но остановимся и сделаем краткие комментарии. Именно этой историей Иисус Христос открывает, кто православный, то есть тот, кто правильно прославляет Бога, правильно поклоняется ему и как хочет, чтобы мусульмане прославляли Сына. Четвертая глава Евангелия от Иоанна начинается так:

Христос и мусульмане: каких поклонников ищет Бог?

1 Услышав же Иисус слух, что он пришел к фарисеям, что он больше подготавливает учеников и крестит, чем Иоанн, 2 хотя сам Иисус не крестил, а ученики Его, 3 он оставил Иудею и возвратился в Галилею. 4 Ему нужно было пройти через Самарию.

Ортодоксальные евреи (православные, в переводе – орто (справа) doxia (слава)) жили в Иудее. У них был первосвященник, собор, храм и вся власть в мире над людьми, кроме власти казнить (но это, как оказалось, было легко исправить). Но всякий раз, когда Иисус приходил в Иудею, к «своим», его преследовали, о нем сочинялись нелепые слухи, народ восставал против него, его не принимали в синагогах, готовились убить…

Но в Галилее, где Иисус, естественно, решил жить для себя, ситуация была иной. Все ученики Иисуса Христа были из Галилеи (кроме Иуды Искариота, предателя, который был из православной Иудеи). В Галилее Христос совершил почти все Свои чудеса, потому что народ уверовал в Него.Иудеи пренебрежительно называли Галилею языческой, хотя в Галилее вообще жили израильтяне, которые верили в одного и того же Бога, имели одно и то же Писание, хотя и с некоторыми отличиями в интерпретация.

Христос и мусульмане: каких поклонников ищет Бог?

Гордые иудеи, хвастаясь своим православием, храмом и священниками, относились к галилеянам как к сектантам, жестокосердным, еретикам, от которых, в принципе, ничего хорошего произойти не могло. Все мне что-то напоминает, а история идет по кругу, как сказал мудрый Соломон: «Нет ничего нового под солнцем». Но мы читаем больше из нашей евангельской истории:

5 Затем он приходит в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. 6 Там был колодец Иакова. Иисус, утомленный дорогой, сел у колодца. Было около шести часов.

Самария была для ортодоксального еврея тем же, чем мусульманский арабский мир Востока для ортодокса. Самаритяне, как иудеи и галилеяне, верили в единого Бога (Аллаха). Но у них были несколько иные писания и очень разные религиозные традиции. Этнически самаритяне состояли из остатков израильтян, смешавшихся и ассимилировавшихся с другими народами (которых Ассирия заняла вместо взятых в плен 10 колен Израилевых). Самаряне, как считали иудеи и даже галилеяне, не имели полноты откровения. Самаряне действительно приняли как откровение от Бога только первые пять книг Библии: Пятикнижие Моисея. Они считали его вдохновленным Богом, жили по нему, приносили свои жертвы, поклонялись. На самом деле, во многих, многих отношениях.

Христос и мусульмане: каких поклонников ищет Бог?

И там, в Самарии, Иисус впервые являет себя. Да кому? Самарянка, и далеко не безгрешная. Евреи в порыве безумной гордыни считали самаритян нечистыми. Все, к чему прикасались самаритяне, было нечистым, оскверненным. Его пришлось выбросить, а лучше сжечь. Как вы думаете, почему студенты куда-то ушли? Да, они ходили покупать продукты за пределы Самарии, пока не пришли только из Иудеи. Так они вернулись километров на семь за хлебом, хотя как раз напротив был самаритянский городок, где можно было купить свежий хлеб и любые другие продукты, и гораздо дешевле, чем в Иудее.

Но Иисус не остановил их тогда, он не упрекнул их. Он прекрасно понимал, что говорить об этих вопросах с фанатами нельзя, они не поймут. Вы должны жить с ними. Им нужно показать, через жизнь или смерть, каких поклонников на самом деле ищет Господь. И как его любить. И он показал это своим ученикам, вам и мне.

Христос и мусульмане: каких поклонников ищет Бог?

7 Женщина из Самарии приходит почерпнуть воды. Иисус говорит ей: Дай мне выпить. 8 Потому что ученики Его пошли в город купить еды.

Это была невероятная просьба. Для еврея эта вода была нечистой, как и горшок, как и женщина, которая его держала. И женщина сразу это поняла и напомнила Иисусу:

9 Самарянка сказала Ему: как ты, будучи Иудеем, можешь приглашать меня, самарянку, пить? потому что евреи не общаются с самаритянами.

Конечно, евреи общались с самаритянами, вели какую-то торговлю, даже браки были смешанные. Но вообще иудеи и самаритяне считались не только еретиками (как в случае с галилеянами), но иноверцами. Этим объясняется «ритуальная нечистота» всего самаритянского для еврея.

Читайте также:  Зэковские ножи – супер свойства или очередной миф?

Послушаем небольшой разговор между Иисусом Христом (ему было тогда тридцать лет) и этим еще молодым самаритянином:

10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, и Который говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы Его, и Он дал бы тебе воду живую.

11 Женщина говорит Ему: Господи! вам нечем почерпнуть, а колодец глубок; Где взять живую воду? 12 Разве ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и пил из него, он, его сыновья и его скот?

Христос и мусульмане: каких поклонников ищет Бог?

Интересно, что, как и мусульмане, самаритяне гордятся своей преемственностью от Авраама и Иакова, предпочитая своей родиной исторические места странствий Авраама и Иакова. Да и в этническом плане можно отметить значительное сходство между самаритянами, смешавшимися с другими семитскими народами (в том числе с сыновьями Исава), и современными мусульманами, арабским миром.

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, кто будет пить эту воду, снова будет жаждать; 14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15 Женщина говорит Ему: Господи! дай мне эту воду, чтобы я не мучился от жажды и не приходил сюда рисовать.

Не знаю, был ли в этих словах женщины сарказм. Я не знаю… Даже Сара рассмеялась, когда услышала, что забеременеет в сто лет.

16 Иисус сказал ей: пойди, позови своего мужа и приди сюда.

Иисус здесь и испытывает ее, напоминая ей то, что должна знать каждая православная женщина: ей нельзя так долго разговаривать наедине с незнакомым мужчиной, особенно если у нее есть муж.

Христос и мусульмане: каких поклонников ищет Бог?

17 Женщина отвечала и сказала: нет у меня мужа.

Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18 потому что у тебя было пять мужей, и тот, который у тебя теперь, не муж тебе, это то, что ты сказала

Вот она, реальность, и смех, и слезы. У нее нет мужа… Спать с ним – значит муж. Иисус не смотрел, сколько раз он был женат, сколько браков пережил, сколько раз был зарегистрирован в ЗАГСе. Она была со своим шестым мужем.

19 Женщина говорит Ему: Господи! Я вижу, ты пророк. 20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место поклонения в Иерусалиме.

Вот, молодой человек, она не спорила, она наврала о своей жизни. Но потом, как у любого “православного” человека, или “ортодоксального”, или как его там ни назови, даже у далёкой от религии женщины, в её голове возникают прочно заложенные там религиозными учителями шаблоны: “Мы правильно поклоняемся Богу, вы – неправильно Мы хорошие, вы плохие, мы спасены, вы пропали…» Ей пришлось все это выбросить, все это ввести в разговор. Потому что она была живой женщиной, ищущей любви, которая искала Бога, и уже сказали, что есть. И она видит, что не так, но не смеет в этом признаться. Она женщина. Ей нужна поддержка. Вот почему Иисус посылает ее за мужем. Вот почему Он Сам открывает ей:

Христос и мусульмане: каких поклонников ищет Бог?

21 Иисус сказал ему: верь Мне, что наступает час, когда и не на этой горе, и не в Иерусалиме ты будешь поклоняться Отцу. 22 Вы не знаете, к чему склоняетесь, а мы знаем, к чему мы склонны, потому что спасение от Иудеев.

Говоря о том, что «спасение от иудеев», Иисус имел в виду Себя. Он, Агнец Божий, происходил из колена Иуды, из дома Давидова. Он продолжает:

23 Но придет время, и уже настало, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, потому что такие поклонники ищут Отца. 24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Вот таких поклонников ищет Бог! Формально религиозный народ во все времена думает, что Бог принимает поклонение, совершаемое особыми людьми, в особое время, в особом месте, по особому обряду… И если что-то в этом обряде не так, и если другие делают нет такого ритуала, то все нечистые еретики. И здесь Иисус говорит, что пришло время, когда важна будет не форма и не место, а поклонение «в духе и истине». Что это значит? Женщину также интересовал этот предмет, и она была достаточно сведуща в Писании, чтобы понять, что только одна Личность, Мессия, могла произвести такое радикальное изменение в богослужении. И она говорит об этом:

Христос и мусульмане: каких поклонников ищет Бог?

25 Женщина говорит Ему: знаю, что Мессия, то есть Христос, грядет; когда он придет, он объявит нам все.

В Пятикнижии Моисеевом о пришествии Мессии написано немного, но все же написано. Эта женщина не знала, на что будет похож этот Мессия, насколько будет Богом, насколько человеком; Она не знала, был ли он предвечным или от вечности, она не знала, был ли он единосущным Отцу или разносущным, был ли он первородным или единородным… Она не знала. Ничего об этом не знаю.Честно говоря, люди не дают о себе знать. Все, что она знала, и все, что мы вообще можем знать, это то, что Он пришел и возвестил: что Богу нужно поклоняться в духе и истине, а не в том или ином религиозном обряде.

26 Иисус сказал ему: это Я говорю с тобой.

Вот и все! Открыты впервые! Я еще ничего не сказал ученикам, и они все равно не поняли бы. Они побежали в еврейский магазин, потому что здесь для них все было грязно. Если бы не Иисус, они бы никогда не ступили в Самарию. Это Он пошел, решил “отрезать” путь. Кстати, ничего не порезал. Там дороги перекрыли – на два дня, если проехать через Самарию. И заметьте, эти два дополнительных дня Иисус пробыл в Самарии.

Читайте также:  Графен: почему самый прочный в мире материал оказался хайпом

Он пробыл два дня в этом селении самаритян, в котором для Него все было чисто, а для учеников все было нечисто. А ведь им приходилось фыркать, страдать, оставаться в том городе и жить (в грязных самаритянских домах!), потому что их Хозяин вбил себе в голову остаться здесь:

27 В это время подошли ученики Его и удивились, что Он разговаривает с женщиною; однако никто не сказал: «Что тебе нужно?» или: «О чем ты с ней говоришь?»

28 Тогда женщина оставила кувшин свой и пошла в город, и сказала народу: 29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Христос ли Он? 30 Они вышли из города и пошли к нему.

Христос и мусульмане: каких поклонников ищет Бог?

Здесь надо, как эта женщина, всем говорить о явленном нам Мессии, об Иисусе Христе. Она знала о Нем не больше, чем мы, а тем более меньше, но она всех оббегала, всем говорила: Мессия пришел!

Я думаю, что ученики были немного оскорблены тем, что Иисус не разделял так радикально их сектантские настроения. Как насчет ревности? Они приходят к своему Учителю и видят, как самаритяне бегут со всех сторон и называют его Мессией! А им, ученикам, Иисус (по крайней мере, по Евангелию от Иоанна) еще не открылся. Как Он мог! Почему оно было открыто грешной самаритянке, а не правоверному Иуде, который последовал за Иисусом из столь святой и благочестивой Иудеи в столь гнусную и «нечистую» Самарию? Почему Иисус совершил столько чудес для самаритян, но ничего не смог сделать в Иудее?

Все это, конечно, задевало религиозные чувства иудеев и даже галилеян (тогда еще «протестантов»). Все это выбило у него из-под ног обычную почву: ведь каждый знал, что такое Бог, чего он хочет, какие молитвы ему нужно читать, как ходить вокруг алтаря… А Иисус приходит и говорит: нет, не надо неважно, где вы поклоняетесь людям, чем бы они ни занимались (поклонение самаритян сильно отличалось от поклонения иудеев). Важно то, что они поклоняются Богу «в духе и истине”.

Христос и мусульмане: каких поклонников ищет Бог?

В духе и правде. То есть жить по-божьи, по правде. И Дух Божий не ограничен никакой стеной, организацией. В предыдущей главе Иисус только что объяснил Никадему, осторожно выходящему из своего сектантства, что Дух дышит, где хочет.

Так заканчивается эта история, история Христа и самаритянки:

39 И многие из самарян того города уверовали в Него благодаря слову женщины, которая свидетельствовала, что он рассказал ей все, что она сделала. 40 И поэтому, когда к нему пришли самаритяне, они попросили его остаться с ними; И пробыл там два дня. 41 И еще большее число поверило его слову. 42 И сказали той женщине: мы уже не верим словам твоим, потому что сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

43 По прошествии двух дней он вышел оттуда и пошел в Галилею, 44 потому что Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своей земле. 45 Когда он прибыл в Галилею, галилеяне приветствовали его, видя все, что он делал в Иерусалиме в праздник, потому что и они шли на праздник.

Вы хоть понимаете, что здесь происходит? Это был первый год служения Иисуса Христа, первые месяцы. Он даже не сказал своим ученикам, кто он такой. И теперь Он прославляется, как и мы сейчас: «Он истинно Спаситель мира, Христос». Пройдет три года, и он будет распят ортодоксальными евреями. Он был распят за то, за что в начале своего служения так прославлялся самаритянами!

Христос и мусульмане: каких поклонников ищет Бог?

Выводы

История принятия Иисуса Христа как Спасителя самаритянами звучит для меня вдохновляющим призывом пересмотреть наши отношения с нашими собратьями-мусульманами. Ситуация уже парадоксальна: мусульмане называют христиан братьями, мусульмане ждут прихода Царя Белой Руси (Махди), мусульмане ждут Второго Пришествия Исы (Иисуса) Спасителя. В отличие от многих христиан. Это уже происходит, уже сегодня, и если вы откроете глаза, то увидите. Но некоторые хорошо оплачиваемые христиане, кажется, делают все возможное (как когда-то делали ортодоксальные евреи), чтобы помешать мусульманам прийти ко Христу.

Я уже затрагивал эту тему и надеюсь вернуться к ней в ближайшее время: тему христианско-мусульманских отношений. Здесь я просто скажу, резюмируя, исходя из этого евангельского рассказа, на примере самого Иисуса Христа и самаритян в этом рассказе: то же самое будет и с мусульманами. Они придут и будут поклоняться Христу, а православные будут ругать всех, что они должны поклоняться только так-то и так-то, что мусульмане должны сначала признать бесконечные доктринальные формулы, по которым у самих христиан нет единства (часто понимания), переодеваний, обычаев, образа жизни жизнь – а потом прийти ко Христу.

Читайте также:  Странная физика EmDrive

А все гораздо проще: люди признали Христа обещанным Мессией, Спасителем мира, и Он принял их признание, поклонение. Это было первое и последнее поклонение Иисусу Христу в четырех Евангелиях всем городом. Иисус Христос не только сказал им поклоняться в духе и истине. Он принял их поклонение, показывая, что оно было в духе и истине.

Ведь им, самарянам, тоже приходилось смиряться. Они ненавидели евреев, с которыми у них были давние распри. На лицах учеников Иисуса они читали презрение, готовность обнажить мечи и сразиться с ними. Самаряне даже не читали того, что писали еврейские пророки о Мессии, которого они не приняли. Они понятия не имели, что такое «онтологическая» природа и что такое «случайная» природа Иисуса Христа, как говорят богословы. Но они приняли Иисуса как Спасителя, они приняли даже Его враждебных учеников. И они, самаритяне, первыми поклонились Иисусу «в духе и истине». Оказывается, для этого нужно немногое, достаточно лишь признать, что Иисус Христос есть Спаситель мира, обещанный от начала самим Богом. Тот, о ком говорил Бог. Вот и все.

«Миссионеры» пытаются обратить мусульман не в христианство, а в Никео-Царьградский Символ веры. Чтобы прочитать все крайне сложные и запутанные формулировки первых не менее семи соборов (их историю я подробно преподавал в течение тридцати лет), понадобилось бы не менее двух недель. А за ними другие формулировки, учения, анафемы, потом новые учения, новые анафемы…

Христос и мусульмане: каких поклонников ищет Бог?

Но Иисус Христос принял поклонение самаритян и назвал его истинным, и радовался ему: (1) не потому, что они хорошо усвоили церковный догмат о естестве Христа, в определенной формулировке определенного года, с некоторыми “точными описание формулы божества»; (2) не потому, что у них были одни из самых древних и правильных ритуалов поклонения; (3) не потому, что он должен был согласиться с древностью своей традиции и приема… Он сказал, что ищет тех, кто будет поклоняться ему в духе и истине. Когда самаряне признали в нем Христа, Спасителя мира, которого он нашел, он принял их поклонение.

Да, друзья, это было первое поклонение, служение Иисусу, как Мессии, Христу, Спасителю мира! И это было в Самарии. И Иисус не спросил тех, кто поклонялся ему, какой они деноминации? Какого вероучения они придерживаются? Какого года ваш обновленный символ? Чей патриархат? Какие решения Совета вам известны? Он даже не спросил их, что они думают о Его сыновстве, Его вечности, Его природе. Он ничего не спрашивал! Склонились перед Ним как Спасителем Мира – и попали в самую точку: Его поклонение было первым, оно было принято, оно легло в основу наших отношений с верующими в Единого Бога мусульманами.

Христос и мусульмане: каких поклонников ищет Бог?

Христианские философы, облеченные государственной властью, искренне старались вывести точнейшую формулу Бога, формулировку, дающую исчерпывающее представление о Боге. Но не может быть исчерпывающего представления о неисчерпаемом Боге.

Мне кажется, когда придет Белый Царь, который не выше своего господина, Иисуса Христа, ситуация повторится. Первыми, может быть, признают его, кто поспешит служить ему, будут наши нынешние братья-самаритяне, братья-мусульмане. Они станут щитом вокруг вас, они верны. Так и современные галилеяне, слышавшие его, но не слышавшие, узнают царя. И только потом подтянутся евреи – современные ортодоксии христианства. Не об этом ли предупреждал Господь: последние станут первыми, и первые станут последними.

Когда мусульмане приходят ко Христу, Он не спрашивает их, как они относятся ко всем тем догмам, которые разделяют христиан и мусульман, и которые стали причиной веков непрерывных кровопролитных войн и создают основное напряжение сегодня. Что будет, если христиане перестанут вести себя по отношению к мусульманам, как гордые евреи по отношению к самаритянам? Что произойдет, если мы последуем примеру Христа и примем вместе с Ним искреннее поклонение, которое мусульмане вскоре будут воздавать Ему в духе и истине?

PS: Если вы православный, слава Богу! Будь православным! Только не сокрушайте тех, кто признает Христа Спасителем. Не вам их судить. И помните, что господствующая религия, Православие (как однозначно показывает опыт Священного Писания и многих веков) характеризуется уже ставшими традиционными проблемами… Мы должны знать свои слабости, предупреждены – вооружены. Как сказал Христос,

«Ибо не бывает, чтобы пророк умирал вне Иерусалима. Иерусалим! Иерусалим! Который пророков убивает и побивает камнями посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птицу под крылья свои, и ты не хотите, вот, у вас остается дом пустой, но сказываю вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: Блажен Грядущий во имя Господне Лк 13:33-35.

Нина Кузнецова
Главный редактор , youtesla.ru
Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.
Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий