Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

Паулюс Каль (приблизительные годы жизни 1420-1490 гг.), мастер фехтования, принадлежащий к длинной и ветвистой традиции, основоположником которой считается Иоганнес Лихтенаэур. Сам Пауль именовал себя “Schirrmeister” и под этим именем встречается в нескольких документах. Свою карьеру он начинал как военный. Упоминания о нем есть в хронике Нюренберга, под 1448 годом он указан как один из участников обороны города, защищавший одну из пушек под стенами. В 1450 году поступает на службу к герцогам Виттельсбахам, для которых создает фехтовальный трактат (о чем повествует запись в книге расходов, датированная 1479 годом). В 1461 командует отрядом из 12 стрелков, а в 1465 работает сборщиком налогов в городе Дингольфинг, где вскоре покупает себе дом. В 1475 году, во время свадьбы герцога Георга Баварского и Ядвиги Ягеллонки (дочери Яна Казимира IV), Паулюс указан как сопровождающий герцога. Уже в 1480 он уже на службе у Сигизмунда Габсбурга, герцога Австрийского и графа Тирольского. В 1485 году он упоминается как свидетель по делу о колдовстве в городе Иннсбруке и его показания позволяют защитить двух жещин от оговора и инквизиции.

Фехтовальное наследие Пауля Каля представляет собой семь манускриптов, созданных в период ~1470-1514 годов. Вероятнее всего только один или два из них принадлежат непосредственно его перу, остальные же являются копиями. Наиболее ранний из них, MS 1825, содержит изображение мастера с его гербом. А манускрипт Cgm 1507 (датируется 1479 годом), представляющий собой более пространную версию первого, содежрит посвящение Людовику «Богатому» фон Виттельсбаху, а также его портрет и герб рядом с мастером Калем.

Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

Широкий спектр описанных в манускрипте техник позволяет взглянуть на традицию Иоганнеса Лихтенауэра в ее полном спектре. В манускрипте Каля представлены борьба без оружия, бой кинжалом, длинным мечом без доспехов, мечом и баклером, длинным мечом в доспехах, бой верхом и бой на топорах, судебный поединок на булавах и больших щитах, мессер и копье.

Читайте также:  10 любопытных фактов об итальянском языке

Раздел о бое на топорах станет главным фокусом этой статьи. В нем, как это традиционно для трактатов XV века, топором () именуется древковое оружие, приблизительно в рост человека, обладающее боевой частью, традиционно состоящей из молота, клевца и пики, а также острым подтоком на обратной стороне. В оружиеведении такой вид также называется боевым молотом, хотя в источниках о фехтовании этот термин не встречается. Отметим, что в материальной культуре зафиксированы также и разборные топоры со сменной бовой частью, которая, вероятно, менялась в зависимости от ситуации, и в данном случае для доспешного боя выбиралась боевая часть, снабженная молотом.

Крайний интерес вызывает то, как экипированы бойцы. Они одеты в полный латный доспех с симметричными наплечниками, намекающими на германский стиль доспехостроения . Все не покрытые пластинчатой защитой участки тела прикрыты кольчужным полотном. Такая практика характерна для изображений пеших турниров и падармов, возможно встречалась на судебных поединках.

Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

Наибольший интерес вызывают шлемы бойцов. В отличие от саладов, изображенных во всех остальных разделах книги, на бойцах надеты закрытые шлемы либо арметы с глубоким латным воротником, лежащим поверх кирасы. Шлем одного из бойцов пристегнут к нагруднику кирасы ремнем, наподобие большого турнирного шлема для джостинга. Вероятно, эти шлемы является изображением мало представленного в археологическом материале развития большого бацинета, характерного для северной Европы. Также можно провести аналогию со шлемами, представленными в ранних манускриптах Ганса Тальхоффера, представляющими собой глубокие салады с интегрированным подбородником, лежащим на нагруднике кирасы. Не исключаю и версию того, что это стилизованное изображение армета.

Перевод раздела о топоре привожу ниже. Текст взят из мюнхенской и версии манускриптов для полноты описания. Нумерация листов дана по мюнхенской рукописи.

Читайте также:  Любовь евнуха Хи (гл. 118 "Золотой Журавль")

Wie dú dich gegen aime anndern schicken sollt mit der axe

[37v] Так нужно начинать бой с топором

Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

[38r] Первое соединение с топором

Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

[38v] Первый способ зацепа

Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

[39r] Второй способ зацепа

Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

[39v] Защита и зацеп в ответ

Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

[40r] Защита, соединение и зацеп за шею

Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

[40v] Соединись быстро и прямо. Направь острие вперед и потяни топор на себя

Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

[41r] Если он тянет на себя, пытаясь вырвать топор из твоих рук, потянись за ним и уколи или зацепи его за шею

Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

[41v] Зацеп за шею из предыдущей игры

Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

[42r] Ищи щель в броне

Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

[42v] Благословенна будь Мария и Дитя и все, кто с ними

Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

Искусство рыцарского топора мастера Паулюса Каля

Итак, перед нами развернулась рыцарская дуэль на топорахмолотах. Приемы этой дуэли были показаны в пределах традиции Лихтенауэра и сообразно логике латного боя, продолжают традицию, описанную еще в начале XV века. Невозможность преодоления латного доспеха ударом оружия ставила перед бойцами задачи, для решения которых были необходимы фехтовальные навыки и четкое понимание времени и пространства, которое предоставляли мастера фехтования уже в самых ранних своих текстах. В латном бою особенно важную роль играет понятие fuhlen, чувствования, которое позволяет определить намерение противника через ощущение его давления в соединении. Там, где он ослабляет его, можно продавить, там, где усиляет — пропустить и получить преимущество. Этот принцип реализован в приемах, описанных Калем в полной мере. На сильный удар умный боец отвечает смещением и добивает потерявшего контроль противника.

Таково искусство фехтования, универсальные принципы которого распространяются на любое оружие, как демонстрируют это старые мастера боя.

Текст впервые опубликован в моей группе в ВК

Источник

Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий