Из заметок 19 века о жизни на западе Белоруссии

Русский ученый XIX века Михаил Коялович был родом из Гродненской губернии, но работал в Риге, а большая часть – в Санкт-Петербурге. Изучая историю, он сказал:

«Не верьте лживой объективности, история – последняя из всех; в истории почти все субъективно»

Из заметок XIX века о жизни на западе Беларуси

Коялович М.

При этом в силу указанной субъективности он открыто называл свои взгляды славянофильскими и считал, что именно это помогает ему лучше разбираться в науке. Он оставил среди других своих работ и заметок «На этнографической границе белорусского племени и малороссии». Предлагаю через эту работу взглянуть на образ жизни, который Коялович видел в Гродненской губернии, по дороге из Минска, «останавливаясь в одном городе, расположенном прямо на границе, разделяющей белорусские и русские племена». Речь идет о неком городе на юге и западе губернии, граничащем с Волынской областью.

Прежде всего, внешний вид местных жителей. Исследователь говорит, что почти все белорусы остались здесь, но уже не так, как в других местах Западной Беларуси. Они сильнее, с более широкими плечами, меньшей подвижностью и «белорусской нервозностью”.

Да еще и слово. Здесь уже менее заметно использование белорусских звуков «ц» и «дз», а женщины в своих песнях иногда уже переходят на чисто русские. Именно от женщин Коялович все чаще узнает малороссийские приметы. Помимо вышеперечисленных песен, встречайте нетипичную белорусскую одежду.

Из заметок XIX века о жизни на западе Беларуси

И. Репин “Беларусь”

При этом Михаил Осипович мало встречается непосредственно с малороссами. Обычно они живут не в городе, а в деревнях южнее, но приезжают отдыхать. И эти маленькие россияне, по наблюдениям, уже близки к белорусам. Цвет волос ближе к русому и «белорусскому». Но они сохраняют свои характеристики с точки зрения одежды, стрижки, традиционных усов и силы тяжести.

Читайте также:  Карлики в гареме — зачем они там были нужны?

Всех людей здесь объединяла большая религиозность. Церкви полны, как и интеллигенция, которая «редко там, где она хорошо преуспевает в церкви», здесь больше.

Евреи в этой сфере, по наблюдениям Кояловича, более терпеливы, искренне соблюдают все запреты. Не торгуйте в христианские праздники. Но недавно, по словам автора, произошел поразительный случай, когда два еврея, чьи дома обращены друг к другу через улицу, решили устроить «субботний телеграф» между собой и протянули нить через улицу на столбах навстречу друг другу. А поскольку, следовательно, нельзя было ездить на лошади, чтобы не сутулиться, они направили жалобы мэру. Обрезал этот конфликт, видимо, вместе с нитью. Так они и жили.

Почему здесь нет русских? И есть россияне. Особо описан русский вождь местного дворянства. В его доме сочетаются образование и искусство. Освещение полностью принадлежит хозяину дома, за его образование и интеллект его уважают граждане всех национальностей. А жена этого знатного главы любит рисовать и даже красит сама, несмотря на свой и без того почтенный возраст.

Из заметок XIX века о жизни на западе Беларуси

Местный судья, дежуривший в глубине провинции, где находятся почти непроходимые болота, приобрел у местных жителей необыкновенную находку: зуб мамонта, останки которого были раскопаны недалеко от Давид-таун. Тогда судья и Коялович сошлись во мнении, что если в Санкт-Петербурге появится желающий в виде некоего научного общества, эта выставка вызовет большой интерес, то зуб сразу пришлют. Но мы не знаем, были ли заинтересованные люди. Итак, видимо, пропал зуб, а вместе с ним и многие другие находки. Ведь мамонта-одиночки вряд ли убрали с болот. Может быть, они нашли что-то еще интересное. На месте они были поражены, но дальше дело не пошло.

Читайте также:  Что подавали в трактирах и ресторанах в дореволюционной России

Вы знаете, какие сюрпризы сегодня по нашим меркам? И то, что жители западных регионов в то время совсем не тяготели к Европе. Михаил Осипович говорит, что культ питерских веяний здесь настолько силен, что горожане решили жить по столичному времени, несмотря на «не только географию, но и спокойный образ жизни”.

И какой красивый знак эмансипации. Здесь среди рыцарей Коялович увидел женские отряды. Наездники даже куда-то унесли специальные женские седла, но особой одежды себе не шили и поэтому катаются в своей одежде, прикрываясь большими платками.

Нет, это отнюдь не утопическое место. Здесь тоже есть конфликты, в том числе по межрелигиозным мотивам. Местные поляки-католики старались построить себе храм больше, чем православные церкви. На этой почве произошел скандал. Евреям тоже некомфортно, но удивительно, что волнение исходит не от представителей других национальностей, а от внутренних раздоров. Старшее православное поколение не может найти общий язык с молодыми либералами, которые бьют себе по рукам, некорректно ведут себя в синагоге. В такие времена.

Из заметок XIX века о жизни на западе Беларуси

И теперь все они живут… Малороссы, белорусы, поляки, евреи как один город. Со столицей в Санкт-Петербурге и прочими взглядами они очень маргинальны.

Коялович говорит, что все славянские племена по сути один русский народ. Смешение их особенностей возвышается над модификациями фундаментального единства, и это самым очевидным образом демонстрирует абсурдность всех сепаратизмов. Тем, кто думает иначе, Михаил Осипович советует посетить эти места и своими глазами увидеть, как их теория развалится.

В 1991 году некоторые люди посетили эти места. В самом центре Беловежской пущи. Теория не разлетелась в прах. Напротив, то, что Коялович считал абсурдной идеей, стало реальностью. И уже целые поколения выросли на книгах с совершенно разными посланиями.

Читайте также:  Почему вы не можете найти своих предков? Часть 1

***
Читайте также: Что произошло на месте основания Санкт-Петербурга

Нравится, пишите комментарии: мы довольны. Зарегистрируйтесь и поделитесь с друзьями в социальных сетях. Также ждем вас на нашем канале в YouTube, Instagram, Telegram и на нашем сайте.

Нина Кузнецова
Главный редактор , youtesla.ru
Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.

Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий