Русский ученый XIX века Михаил Коялович был родом из Гродненской губернии, но работал в Риге, а большая часть – в Санкт-Петербурге. Изучая историю, он сказал:
«Не верьте лживой объективности, история – последняя из всех; в истории почти все субъективно»
Коялович М.
При этом в силу указанной субъективности он открыто называл свои взгляды славянофильскими и считал, что именно это помогает ему лучше разбираться в науке. Он оставил среди других своих работ и заметок «На этнографической границе белорусского племени и малороссии». Предлагаю через эту работу взглянуть на образ жизни, который Коялович видел в Гродненской губернии, по дороге из Минска, «останавливаясь в одном городе, расположенном прямо на границе, разделяющей белорусские и русские племена». Речь идет о неком городе на юге и западе губернии, граничащем с Волынской областью.
Прежде всего, внешний вид местных жителей. Исследователь говорит, что почти все белорусы остались здесь, но уже не так, как в других местах Западной Беларуси. Они сильнее, с более широкими плечами, меньшей подвижностью и «белорусской нервозностью”.
Да еще и слово. Здесь уже менее заметно использование белорусских звуков «ц» и «дз», а женщины в своих песнях иногда уже переходят на чисто русские. Именно от женщин Коялович все чаще узнает малороссийские приметы. Помимо вышеперечисленных песен, встречайте нетипичную белорусскую одежду.
И. Репин “Беларусь”
При этом Михаил Осипович мало встречается непосредственно с малороссами. Обычно они живут не в городе, а в деревнях южнее, но приезжают отдыхать. И эти маленькие россияне, по наблюдениям, уже близки к белорусам. Цвет волос ближе к русому и «белорусскому». Но они сохраняют свои характеристики с точки зрения одежды, стрижки, традиционных усов и силы тяжести.
Всех людей здесь объединяла большая религиозность. Церкви полны, как и интеллигенция, которая «редко там, где она хорошо преуспевает в церкви», здесь больше.
Евреи в этой сфере, по наблюдениям Кояловича, более терпеливы, искренне соблюдают все запреты. Не торгуйте в христианские праздники. Но недавно, по словам автора, произошел поразительный случай, когда два еврея, чьи дома обращены друг к другу через улицу, решили устроить «субботний телеграф» между собой и протянули нить через улицу на столбах навстречу друг другу. А поскольку, следовательно, нельзя было ездить на лошади, чтобы не сутулиться, они направили жалобы мэру. Обрезал этот конфликт, видимо, вместе с нитью. Так они и жили.
Почему здесь нет русских? И есть россияне. Особо описан русский вождь местного дворянства. В его доме сочетаются образование и искусство. Освещение полностью принадлежит хозяину дома, за его образование и интеллект его уважают граждане всех национальностей. А жена этого знатного главы любит рисовать и даже красит сама, несмотря на свой и без того почтенный возраст.
Местный судья, дежуривший в глубине провинции, где находятся почти непроходимые болота, приобрел у местных жителей необыкновенную находку: зуб мамонта, останки которого были раскопаны недалеко от Давид-таун. Тогда судья и Коялович сошлись во мнении, что если в Санкт-Петербурге появится желающий в виде некоего научного общества, эта выставка вызовет большой интерес, то зуб сразу пришлют. Но мы не знаем, были ли заинтересованные люди. Итак, видимо, пропал зуб, а вместе с ним и многие другие находки. Ведь мамонта-одиночки вряд ли убрали с болот. Может быть, они нашли что-то еще интересное. На месте они были поражены, но дальше дело не пошло.
Вы знаете, какие сюрпризы сегодня по нашим меркам? И то, что жители западных регионов в то время совсем не тяготели к Европе. Михаил Осипович говорит, что культ питерских веяний здесь настолько силен, что горожане решили жить по столичному времени, несмотря на «не только географию, но и спокойный образ жизни”.
И какой красивый знак эмансипации. Здесь среди рыцарей Коялович увидел женские отряды. Наездники даже куда-то унесли специальные женские седла, но особой одежды себе не шили и поэтому катаются в своей одежде, прикрываясь большими платками.
Нет, это отнюдь не утопическое место. Здесь тоже есть конфликты, в том числе по межрелигиозным мотивам. Местные поляки-католики старались построить себе храм больше, чем православные церкви. На этой почве произошел скандал. Евреям тоже некомфортно, но удивительно, что волнение исходит не от представителей других национальностей, а от внутренних раздоров. Старшее православное поколение не может найти общий язык с молодыми либералами, которые бьют себе по рукам, некорректно ведут себя в синагоге. В такие времена.
И теперь все они живут… Малороссы, белорусы, поляки, евреи как один город. Со столицей в Санкт-Петербурге и прочими взглядами они очень маргинальны.
Коялович говорит, что все славянские племена по сути один русский народ. Смешение их особенностей возвышается над модификациями фундаментального единства, и это самым очевидным образом демонстрирует абсурдность всех сепаратизмов. Тем, кто думает иначе, Михаил Осипович советует посетить эти места и своими глазами увидеть, как их теория развалится.
В 1991 году некоторые люди посетили эти места. В самом центре Беловежской пущи. Теория не разлетелась в прах. Напротив, то, что Коялович считал абсурдной идеей, стало реальностью. И уже целые поколения выросли на книгах с совершенно разными посланиями.
***
Читайте также: Что произошло на месте основания Санкт-Петербурга
Нравится, пишите комментарии: мы довольны. Зарегистрируйтесь и поделитесь с друзьями в социальных сетях. Также ждем вас на нашем канале в YouTube, Instagram, Telegram и на нашем сайте.
- Хотите связаться со мной?