Как превращали город Орджоникидзе в непреодолимый рубеж обороны

Как город Орджоникидзе превратился в непреодолимую линию обороны

С 25 августа по 8 октября 1942 года в Автономной Советской Социалистической Республике Северная Осетия прошла эвакуация крупнейших промышленных предприятий – заводов Красный Металлист, ОВРЗ им. Кирова, литейно-слесарный цех, консервный завод «Ардон», ГОК «Мизур», а также артели «Красный Кузнец» и «Красный гвоздь».

Предприятия, оставшиеся на объекте, работали в полном объеме: программа продолжала производить боеприпасы, оружие, продукты питания и обмундирование, ремонтировать автомобили и военную технику.

Об объеме работ по эвакуации промышленных предприятий республики свидетельствует то, что для этого потребовалось 4 100 железнодорожных вагонов или 205 грузовых поездов с составом из 20 вагонов каждый.

Коллектив Орджоникидзевской железной дороги сыграл важную роль в этой ответственной и нелегкой работе. К 9 ноября 1941 года с Орджоникидзевской магистрали на Закавказскую железную дорогу прибыло 16 208 вагонов с эвакуированным товаром, в том числе 10 758 вагонов с промышленным оборудованием и материалами. Практически все грузы отправлены на перевалку в порт Баку.

С 4 августа 1942 года (с момента открытия Астраханской ветки) по 1 ноября 1942 года по линии Кизляр – Астрахань Орджоникидзевской железной дороги прошел 291 поезд. С Кавказа было отправлено 900 грузовых вагонов, 3100 военных машин скорой помощи, 323 легковых автомобиля и 1921 паровоз. В то же время по этому рубежу для защиты Кавказа в решающий период боевых действий прибыло 3204 вагона с войсками и 1097 вагонов с боеприпасами, оружием и провизией.

Такая интенсивность работы Орджоникидзевской железной дороги позволила не только успешно провести эвакуацию производительных сил из Северной Осетии и других республик, но и обеспечила боевые части Северной группы войск Закавказского фронта необходимым пополнение запасов, оружие, боеприпасы, продукты питания. Это был трудовой коллектив железнодорожников Орджоникидзевской железной дороги, которые, как предприятие всего рабочего класса Северной Осетии в годы войны, помогали республике устоять перед лицом опасности.

В сложной обстановке на передовой самоотверженно трудились машинисты депо Беслана С. Хадарцев, Т. Т. Сырхаев и И. А. Камбегов, их помощники Х. С. Кесаев и Г. И. Снимщиков. Задачи подготовки груза они выполняли как боевой приказ. Машинист Орджониквдзевской железной дороги Г. Алейников под обстрелом противника миновал два эшелона с хлебом от вокзала. Свежее в Дербенте. Во время бомбежки станции кондуктор А.И.Сергейченко спас от пожара 29 вагонов с хлебом.

Читайте также:  Есть ли волны на Титане?

Выполнение указаний ЦК КПСС и Советского правительства, Советской партии и организаций Северной Осетии, благодаря высокой дисциплине и совести рабочего класса и колхозных крестьян, обеспечило своевременная эвакуация населения, промышленных предприятий, колхозов и совхозов в тыл и отдаленные районы Северной Осетии.

В связи с обострением обстановки на Южном фронте и его приближением 7 августа 1942 года Военный совет Закавказского фронта огласил постановление о введении военного положения на территории Северо-Осетинской АССР и 9 августа. 1942 г. Началась частичная эвакуация населения из города Орджоникидзе. 10 августа 1942 г для организации партизанских отрядов была создана комиссия в составе А.С. Заделавы (президент), А.С. Мамсурова, А.И. Януковича.

Как город Орджоникидзе превратился в непреодолимую линию обороны

Руководящие органы Северо-Осетинской АССР переехали в село 10 августа 1942 года. Sadone. Решением Комитета обороны Орджоникидзе от 10 сентября 1942 года из Орджоникидзе массово эвакуировали 60 000 человек, в основном женщины, дети и старики.

В городе остались только те, кто работал на предприятиях, производивших продукцию для нужд фронта, служили в Минобороны, состояли в народном ополчении, дивизионе истребителей, задействованы на строительстве оборонительных рубежей, а также в советских войсках военные, партийные и рабочие. В городе на линии фронта поддерживался полный порядок, поддерживалась воинская дисциплина, которая была так необходима в то время. Комитет обороны Орджоникидзе, Партийная организация Северной Осетии и Совет Народных Комиссаров республики при братской помощи руководства Грузинской ССР 4 октября 1942 года продвинули организованное единство в сторону Закавказья по грузинской дороге. Армейские и Военно-Осетинские дороги в количестве 17,5 тыс. Голов крупного рогатого скота и 145 тыс. Голов мелкого рогатого скота.

Партийная организация много сделала для создания фондов продуктов питания и промышленных товаров как в городе, так и в горных районах республики – для обеспечения воинских частей и населения на период обороны.

В эти тревожные дни Комитет обороны Орджоникидзе во главе с Н.П. Мазиным и К.Д. Куловым возглавил борьбу трудящихся республики за превращение города Орджоникидзе в непреодолимую линию обороны.

Промышленные и продовольственные товары были доставлены раньше, чем предполагалось, в горные районы республики, в том числе мука и пшеница: в Садон – 2600 тонн, в Махческе – 300, в Кобане – 910 тонн. В горные районы экспортировано 5 тысяч тонн кукурузы республики для создания продовольственных резервов.

Читайте также:  В какой год попали герои комедии "Иван Васильевич меняет профессию"?

Для усиления борьбы с вражескими диверсантами и обеспечения порядка на основных коммуникациях – на дороге Даргкох – Эльхотово – Беслан, установлены заграждения сил НКВД и полиции, бойцами республиканских батальонов блокированы горные перевалы, ущелья и переходы.

Комитет обороны Орджоникидзе принял меры по приведению в боевую готовность: формирования Минобороны Орджоникидзе и Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики.

Бойцы Минобороны Ленинского района показали образцы мужества, стойкости и героизма в дни блокады города. Во время налета вражеских самолетов комсомольцы Л.Г. Легостаева и Н.М. Грачева вели наблюдение за воздухом и четыре дня не покидали своих постов. Выдающийся героизм проявила боец ​​ВЛКСМ медзавода Милица Алексеева, мужественно оказавшая помощь раненым. Находясь на дежурстве при одной из травм, он потерял ногу. По предложению Орджоникидзевского комитета обороны имени М.Н. Алексеева награждена Правительством СССР орденом Красной Звезды. Комсомолец Т. Х. Селецкая эвакуировала пострадавших граждан и оказывала пострадавшим медицинскую помощь. Во время блокады города солдаты Минобороны промышленных районов и Затеречного Орджоникидзе не покинули своих постов.

Батальоны истребителей НКВД Северо-Осетинской АССР блокировали горные перевалы, ущелья и переходы.

Осенью 1941 года, когда фашистские войска временно оккупировали Ростов-на-Дону, Совет Народных Комиссаров Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики получил боевое задание от Государственного комитета обороны СССР начать строительство первой линии мощным огнем точки между реками Малка и Терек. Эти работы начались в октябре 1941 года. Оборонительные сооружения возводились деревнями. Собран в Киевском по берегам рек Малка и Терек, протяженностью 50 км. На оборонительные работы из города Орджоникидзе выехало 17 тысяч человек. Было отправлено 110 инженеров и техников, большое количество медперсонала, а также необходимый транспорт, оборудование и инструменты. За счет средств республики отгружено 1386 тонн металла. По инициативе Северо-Осетинского обкома ВЛКСМ для строительства рубежа обороны было создано 25 СГ ударных бригад ВЛКСМ.

Строительством руководил главный штаб оборонительного рубежа, тесно сотрудничавший с 10-м Управлением оборонных работ НКО армии СССР и 10-й инженерной армией под командованием генерала М.М. Мальцева.

Читайте также:  Потери на «Переправе-62»

В суровых условиях зимних холода народные комиссариаты здравоохранения, торговли и местной промышленности делали все возможное, чтобы обеспечить рабочую армию одеждой, товарами первой необходимости и медицинской помощью. Массовая политическая работа была важным фактором успеха работы. Коммунисты и комсомольцы своим личным примером увели трудовую армию.

О строительной трассе выходила газета «За Родину». Страницы этой газеты – живая летопись трудовых подвигов рабочей армии.

Вскоре на стройке появились ударники: «двести», «триста» и даже «пятьсот», два и более раз сдавали вахтовые обязанности. Среди них были рабочие завода «Электроцинк» Алексей Гадзиев, Георгий Тавасиев, Дадзе Цопанов, Хадзимурза Муриев, Гаги Хадиков, Хадзимет Хаев, Михаил Марзоев, Анна Прудкова, преподаватель Института цветных металлов Северного Кавказа. Пламеневский, сотрудники станции Орджоникидзе Е. Никонова, Ш. Казбеков, Т. Перевозчиков.

Звеньевой Чермен Дзамболатович Калоев и члены его связного: Б.Е. Карсанов, М.Д. Дзускаева, С.Я. Федченко, П.И. Лукашов, А.Ю. Аветисян награждены грамотами за высокие достижения в строительстве укреплений Президиума Верховного Совета Сибирского отделения АССР. Один из двух требовательных красных флажков, установленных для лучших бригад, до окончания работ держали экскаваторы бригады М.Саутиева.

Благодаря безжалостному контролю обкома ВКП (б) за оборонными работами, энтузиазму трудовой армии труженики республики успешно справились с государственной задачей. Строительство первой линии оборонительной линии было завершено досрочно – к 23 января 1942 года.

Очень важной частью оборонительных работ было строительство дороги вдоль горных перевалов от Махского ущелья до Военно-Грузинской дороги. Дорога, проложенная в горах через труднодоступные ущелья и скалы, имела стратегическое значение. Он соединил все ущелья Махского района с Военно-Грузинской дорогой. По нему двигались войска, доставлялись продовольствие, военная техника и прочее36.

Нина Кузнецова
Главный редактор , youtesla.ru
Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.
Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий