Как судовой колокол стал рындой. Легенды и факты.

Как судовой колокол стал рындой. Легенды и факты.

Как судовой колокол стал рындой. Легенды и факты.

История возникновения выражения «бить рынду» уже, наверное, набила оскомину. Тем не менее, напомню вкратце самую распространенную версию происхождения этого выражения. В петровские времена команды на флоте отдавались на английском языке. Вахтенный офицер давал команду часовому, стоявшему у судового колокола: «Ring the bell», т.е. звони в колокол. В силу наших традиций, английский вариант быстро забылся, осталось лишь выражение «Рынду бей». Если не ошибаюсь, даже в толковом словаре В. Даля есть упоминание об этом.

Также можно провести параллель между бить рынду и быть в набат, т.е. просто звонить в колокол. Рында – это особый звон, три коротких, отрывистых удара, следовавшие один за другим. В русском флоте «рынду били» в полдень. Таким образом, выделяли звоном смену корабельной вахты.

Как судовой колокол стал рындой. Легенды и факты.

Сейчас уже многие называют судовой колокол «рындой». И мало кто обращает внимание на это заблуждение.

И все-таки, термин «судовой (корабельный) колокол» является более точным, а рында, строго говоря, — звон судового колокола в полдень.

Ещё на парусном флоте время измеряли с помощью песочных часов которых «хватало» на полчаса. И каждые полчаса их приходилось переворачивать. Этот отрезок времени назывался «склянкой». И каждый переворот песочных часов сопровождался ударом судового колокола.

Таким образом, «бить склянку» означает отмечать ударами в судовой колокол каждые полчаса.

Склянки в морской жизни играли далеко не последнюю роль, определяя распорядок корабельной жизни.

К счастью, хорошая морская традиция – отмечать текущее время ударами в судовой колокол сохранилась до наших дней.

В Корабельном уставе Военно-морского флота упоминается порядок отбития склянок на надводных кораблях 1 и 2 ранга. Склянки отбивают каждые полчаса, причем в 12:00 отбивается рында – три троекратных удара в судовой колокол.

Читайте также:  10 интересных фактов про сапоги

Как судовой колокол стал рындой. Легенды и факты.

Судовой колокол устанавливается на все суда длиной больше 12 метров. Он обязательно должен быть на судне, а порядок его использования прописан в Правилах предупреждения столкновения судов в море.

Судовой колокол как лицо корабля. Он всегда должен быть тщательно начищен. Это и голос и душа судна.

Как судовой колокол стал рындой. Легенды и факты.

Для громкого и мелодичного звона судовой колокол отливался из специального сплава: олова, меди и цинка. Иногда в этот сплав добавляли драгоценные металлыВ зависимости от соотношения металлов и рождается звук судового колокола. Опытные мастера меняют пропорции в составе сплава, чтобы придать своему судовому колоколу неповторимый «голос».

Интересные факты:

  1. Судовой колокол (рынду) на судне менять не принято, и, даже если судно изменяет название (смена судовладельца, порта приписки и прочие причины), на нем остается рында с прежним названием судна.
  2. Существует легенда, если судовой колокол звонил сам по себе – жди несчастье.
  3. В память об умершем на корабле моряке, отбивали восемь ударов колокола, что означает "конец вахты". В английском языке до сих пор используется устойчивое выражение "Eight Bells" (восемь ударов в колокол), которое имеет примерно означает: "последние слова" или "некролог".
  4. В шторм, то матросы били в судовой колокол со всей силы, чтобы его звон был слышен как можно дальше. Этим звоном они старались отпугнуть морских чудовищ и одновременно оповестить встречные суда об опасности столкновения.
  5. Родившегося на судне во время плавания ребенка крестили под чистый и радостный звон судового колокола, а в отдельных случаях и в самом колоколе.
  6. А еще лиричный перезвон судового колокола звучит в заставке фильмов Одесской киностудии.

Как судовой колокол стал рындой. Легенды и факты.

Источник

Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий