Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Словом "бронелифчик" обозначают внешний облик женских персонажей во всяких фэнтези-играх, фильмах и прочей современной культуре. Совершенно нефункциональный наряд женщины-воина, состоящий из железного купальника. Защитить при реальной стычке подобные "доспехи" не могут, но взгляд потребителя мужского пола радует.

Это клише используется десятилетиями, и, несмотря на свою абсурдность и устарелость, его продолжают ляпать на обложки книг и постеры фильмов. Подробно об использовании в современной культуре можете прочитать в энциклопедии "Луркоморье" (статья Бронелифчик), или в английской энциклопедии тропов.

Мне же интересно совсем другое: проследить истоки этого явления в классическом, казалось бы, искусстве — 19 века. Итак, как же их писали маслом художники-академисты?

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Я знаю, вы тут ждете изображения какой-нибудь Брунгильды или Жанны д'Арк.
Но нет. Сначала будет совсем другая штука.

Ориентализм

В 19 веке в Европе (особенно во Франции) возникло направление под названием "ориентализм" (от слова "восток"). Художники этого течения любовались всякими восточными экзотическими дивностями.

И в нем появился поджанр, называемый "одалиски". Никаких реальных гаремных женщин он не изображал, фактически это была просто эротика, прикрытая модным стилистическим течением. Кроме того, за счет того, что это типа были не свободные европейские женщины, а восточные рабыни, срабатывали дополнительные псих.компенсации (вот интересная подробная статья про это: Роскошные красавицы гарема как символ доминирования белого мужика).

Стандартные картины про одалисок, которые создавали на протяжении всего 19 века и начала 20 века, выглядели так.

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Нагота на них никого не смущала, потому что условия игры были такие. "Это не пошлость, а искусство, что вы, что вы, как вы можете плохое подумать". Как и картины с Венерами, такие работы спокойно выставлялись на академических выставках, без малейшего смущения.
Картин с подобными голыми одалисками — сотни. Это своего рода эквивалент "девушкам месяца" Плейбоя следующего столетия: однообразные позы, одинаково полураскрытые губки, затуманенные глазки…

Существовали и целиком одетые, более правдоподобные одалиски, но их гораздо меньше.

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

И промежуточное место между одетыми и раздетыми одалисками занимают девы "в купальниках".

Отметим, что в 19 веке еще не только купальников, привычных нам, не изобрели. Не существовало даже нормальных лифчиков: женщины подпирали себя косетами и корсажами. Революционное изобретение под названием "бюстгальтер" родилось в 1899 году. Так что художники, наряжая своих одалисок в протолифчики и украшая их драгоценными камнями, вдохновлялись исключительно своими фантазиями.

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Но дело не только во вдохновении.
В Османской империи существовал такой элемент костюма — пояса с пряжкой в виде двух больших кругов.  Кажется, они называются (если это не название техники). Их в большом количестве ввозили в Европу в качестве сувениров (наряду с кальянами, коврами и т.п.).

Читайте также:  Что скрывает египетский Сфинкс

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

В ориенталистской живописи, изображающей людей одетыми, такие пояса появляются достаточно часто.

На этих двух изображениях одалисок пояса находятся на положенных местах, однако очевидно, что на картине де Сильвы, приведенной выше, именно эти железные элементы пряжки переползли на грудь. (Это стандартная ситуация с экспортными диковинками, которые не было понятно, как носить в реале, см. Кимоно не по делу на голое тело).

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

А вот опять — протобронелифчик (бывший пояс).

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Любопытно, что изображения одалисок в металлических купальников (роль "низа" выполняют металлические пояса поверх одеяний) появляются только на излете 19 века, когда художники теряют наглость любования античной наготой и начинают стыдиться целиком обнаженных дам. (А может, покупатели начинают стыдиться).

Фактически знаменитый костюм принцессы Лейи в плену — это классический костюм одалиски (целиком выдуманный художниками-сладострастниками 19 века). У нее даже есть типичный браслет на верхнюю часть руки в виде змеи.

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Валькирии

Энциклопедия современной масс-культуры "Луркоморье" считает, что традиция бронелифчиков пошла от театральных костюмов вагнеровских опер (конца 19 века), и даже приводит симпатичную листалку с фотографиями на эту тему.  Тем не менее, целиковые кольчужки были намного более распространены, судя по обилию фото.

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Однако я не соглашусь с этим: театральные костюмы — все-таки продукт работы художников. Они не зарождаются самостоятельно, подобно плесени, а шьются по эскизам и отражают представления об исторической эпохе, бытующие в голове художников. А в 19 веке представления у живописцев о том, как выглядел исторический костюм, были крайне хреновые. (Вот, мы это уже обсуждали в обзоре поясов в живописи, где на картинах мечи крепятся к доспехам, похоже, скотчем).

Вот отсюда, от безграмотности и сексуальной озабоченности (а не от вокальных требований) и появляются "женские" доспехи. В "исторической" живописи конца 19 века, на тему северной мифологии, они легко отыскиваются.

Такие картины, впрочем, вдохновлены нередко именно вагнеровскими постановками и иногда изображают их исполнителей в костюмах.

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Этими же художниками изобретены рогатые и крылатые шлемы, которые тоже до сих пор маячат в наших мониторах и киноэкранах.
(Отмечу, что часто одалисок и валькирий рисовали одни и те же авторы).

Помимо дев из северной мифологии, художники писали и других воительниц: аллегории свободы, отдельных стран, амазонок, богатырок-паляниц и т.п. Бронелифчики на их доспехах попадаются, но редко.

Вообще, гологрудая телка с оружием — это не изобретение современных сладострастных анимешников. Древние греки делали то же самое, очевидно, это воплощение каких-то подсознательных мужских желаний.

Читайте также:  У русских отняли великое прошлое. Есть ли у России великое будущее?

Но амазонок в таком доспехе мы не найдем: письменные источники сообщали, что у них хирургическим путем обычно была удалена одна грудь (чтобы было легче стрелять), а этот образ как-то портил фантазию. К тому же доспехи античной эпохи были хорошо проработаны визуально, не опошлить.

Однако, если углубляться вглубь веков, мы всегда, обязательно, из века в век, встречаем стремление художников как-то подчеркивать на женских доспехах ХРУДЬ!!!

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Впрочем, и на мужских тоже. Это еще греки и римляне придумали. Совершенно реальный доспех, называется лорика мускулата. (Впрочем, стоит помнить, что и обьектами великой любви в античную эпоху мужчины становились гораздо чаще…)

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Но я отвлеклась. Моя задача показать, что бронелифчики фэнтези — это наследники славной и древней традиции живописи 19 века. Я считаю, что промежуточным звеном было более раннее "бульварное чтиво" — рекламные плакаты примерно 1890-1910-х годов.

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Причем мое мнение, что главным импульсом были не изображения валькирий (обычно они все-таки укутаны с ног до головы), а именно одалиски. Точнее, "восточные танцы" (танцы живота): плакаты, открытки и фотографии на эту тему.

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Называется танец живота латинскими буквами — Raqs Sharqi.
Для сравнения, вот так одевались его исполнительницы до того, как стали туристической достопримечательностью и товаром на экспорт.

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Все это продолжается в массовой продукции и 1900-х, и 1910-х… И в 1920-е…

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Произведения живописи, приведенные выше, это нишевый продукт, предназначенный для любителей легкой эротики. Эти картины никогда не претендовали ни на какие академические награды, не приносили своему автору славу и не являлись хорошей инвестицией. Однако они пользовались стабильной популярностью, и своего автора кормили (что уже хорошо). Для них характерна пошловатая эротика, выражающаяся в сладострастных потягиваниях и бессмысленных лицах — тогда как обнаженной натуре качеством повыше свойственно невинное бесстыдство и отстраненная холодность (вспомните лицо Венеры Боттичелли).

Лифчики из драгоценных камней, металлов появляются на этих практически обнаженных одалисках и танцовщицах, во-первых, поскольку полная античная нагота кажется в этот мелкобуржуазный период уже неприличной; во-вторых, они придают этим изображениям модный восточный колорит (и позволяют прикрыть огрехи в анатомии при рисовании).

Непонятно, кто на кого влияет больше — художники на сценический реквизит, или практические вещи реальных танцовщиц на картину. Думаю, что все было в полном симбиозе.

Фэнтези-живопись, главным мастером которой для нас кажется Борис Вальехо с сд-дисков Romantic Collection 1990-х годов, появилось гораздо раньше.  "Принцесса Марса" Берроуза — это 1911 год, первый "Конан" — это 1932 год, "Кулл Завоеватель" — 1929 год.  Художники, иллюстрировавшие обложки этих и последующих книг, не были невинными юношами, начавшими с чистого листа. Эти дядьки рисовали и одалисок, и танцовщиц живота, и валькирий — когда за них платили. Когда настала эпоха Принцесс Марса, никто не стал выдумывать велосипеда.

Читайте также:  Наполеон и муслин: ненависть и борьба!

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Сначала это все были "девы в беде". Воительницы на обложках появились много позже. Пусть Рыжая Соня впервые описана в книжке 1934 года, но самостоятельную жизнь она обрела только в марвеловском комиксе, стартовавшем в 1973 году.

Энергию и ярость героини, подобные Рыжей Соне безусловно, унаследовали от скачущих валькирий 19 века.
А вот костюмчик они взяли у своих предшественниц и коллег на обложках, бывших одалисок…

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Кажется, именно в 1970-е в фэнтези появляются и воительницы как следует, и стальные бронелифчики (надо проверять).

***

Более того (сейчас будет умная искусствоведческая мысль), я пришла к выводу, что фэнтези-художники являются развитием   художников-символистов конца 19 – начала 20 века, многие из которых — живописцы мирового уровня.

Проследите эволюцию в этой листалке

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Краткая история бронелифчика в классическом искусстве

Очень, очень интересные мутации (пусть и в сторону массовой культуры)…

***

А вот сейчас будет вывод: подобные произведения искусства, изображающие обнаженных и полуобнаженных женщин с бессмысленностью во взоре, призванные не успокоить гармонией, а взбодрить эротизмом, будут появляться всегда, в любую эпоху – и в античность, и при Людовиках, и при Николае II, и в ХХ веке (разве что только средневековье и большевики обошлись без этого).
Рисовали их во всех стилях, и рококо, и фэнтези. Упрекать художников и зрителей прошлого в дурновкусии не стоит, это естественная биологическая и психологическая потребность. Однако современному образованному человеку в них очевидна довольно смешная объективизация женщин, написанных как тупое бревно (нормальная для рабовладельческого общества, но не для XXI века).

Производство таких картинок было и будет относительно стабильным, поскольку зависит от спроса, то есть от наличия тестостерона у целевой аудитории. Пока человечество будет делиться на два пола, от жанра "бронелифчиков" никуда не спрятаться.

Однако количество подобных изображений и их подача будет зависеть от моды и представлений о морали, этике, равноправии.

И ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ

Уменьшение их количества связано с изменениями идеологии общества (см. пункт про большевиков), а также банально с увеличением покупательской способности у женщин (которым не интересно смотреть на Лару Крофт в обтяжку).

Мое мнение таково: можно рисовать что угодно, главное делать это очень хорошо. К сожалению, большинство этой продукции — плохого качества, именно это, отсутствие качества, делает пошлыми и смешными. Ну и откляченные зады вдобавок.

Источник

Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий