Кто такие саббататы?

Кто такие саббататы?

В предыдущей публикации по теме катар и вальденсев мы уже упомянули о том, что эти люди выстраивали свою жизнь согласно Слова Божиего, что, в частности, выражалось и в соблюдении ими субботы – отсюда другое название их движения, .

Некоторые комментаторы ошибочно считали, что название происходит от названия сандалей, в которых ходили вальденцы. Однако ранние авторы связывали это название с обычаем вальденсев соблюдать субботу. . [9]

Французский историк Де Тоу утверждает, что Питер Вальдо хранил все заповеди Десятисловия.[10] Доктор Питер Хейлин, в частности, пишет: “Для церкви в Милане субботство, похоже, было устоявшейся традицией… Это не значит, что Восточные церкви и прочие с ними, соблюдающие субботний день, были склонны к иудаизму. Но люди в них собирались по субботним дням чтобы славить своего Господа Иисуса Христа.[11]

Кто такие саббататы?

Древние укрепленные города катар сделались сегодня одними из главных достопримичательностей Альп.

Некоторые исследователи предполагают, что Амвросий, епископ Миланский, соблюдал субботу в Милане и воскресный день во время поездок в Рим. Отсюда, якобы, происхождение пословицы: “Когда в Риме, поступай как в Риме.”[12] Хейлин называет церковь в Милане с четвертого столетия как оплот хранение субботы на Западе.[13] Поэтому не случайно, что именно в этих районах Саббатати (иное имя вальденсев) имели свои миссионерские школы. Тот факт, что в некоторых районах Италии субботство процветало на протяжении многих веков, явствует уже из постановлений Фриольского собора (791 г), тринадцатый канон которого говорит против соблюдения субботы крестьянами:

“Мы приказываем всем христианам соблюдать день Господень не в честь ушедшей в прошлое субботы, а в честь той святой ночи первого дня недели, который мы теперь называем днем Господним. Говоря же о тех субботах, которые соблюдают иудеи, последний день недели, который и наши крестьяне соблюдают…”[14]

Между Миланом и Лионом традиция соблюдения субботы наблюдается на протяжение всего средневекового периода. Этот же регион делается центром так называемых Лионских бедняков – одной из ветвей Саббатариев, или вальденсев. Епископаты Милана и Лиона возглавлялись такими людьми, как Пофинус и Ириней (c. 125-203). Они оба были учениками Поликарпа, приемника апостола Иоанна, которые оба были субботствующими христианами. Ириней сделался епископом Лиона после мученической смерти Пофинуса в 177 году во время преследования Марка Аврелия.[15]

Читайте также:  7 интересных фактов о Португалии, о которых вы, возможно, не знали

Кто такие саббататы?

Добавьте описание

Хорошо известно, что так называемые (или ), которых Робинсон и ряд других исследователей ассоциируют с вальденсами, жившими в переходах (пассажи) между горами, соблюдали субботу.[16] Пассажиниане часто выходили из мест своего обитания, странствовали по Италии, занимались торговлей и распространяли свою веру.[17]

Один из современников, принадлежащий к католическому лагерю, писал: “В Ломбардии, которая являлась основным местом обитания итальянских еретиков, возникла секта, называемая, по неизвестным мне причинам, пассажинами… Закон Моисеев, во всем, за исключением принесения жертвоприношений, соблюдается этими людьми… Они воздерживаются от запрещенной Моисеем пищи и соблюдают еврейскую субботу”.

Другой исследователь более позднего периода пишет о них следующим образом: “Рассказы о том, что эти люди обрезываются, без сомнения, являются выдумками их врагов, и вероятнее всего зародились на почве того, что эти люди соблюдали седьмой день недели, как делают иудеи, как поступают и субботники в эти дни.”[19]

Кто такие саббататы?

Мемориал одного из мест сожжения вальденцев

Прочие верования вальденсев

Труды одного из наиболее ярких представителей вальденских богословов Дуранда из Оски косвенным образом показывают, что вальденци принимали участие в дискуссиях с наиболее радикальными дуалистски настроенными ответвлениями катаризма. В частности в своей он подчеркивает догмат о триединстве Божием, человеческую природу Христа и позитивный взгляд на жизнь и труд. Дуранд прослеживает заблуждения радикальных дуалистов к гностикам и манихейцам. Есть некоторые свидетельства тому, что между вальденцами и катарами происходили дискуссии.[20]

Таким образом, даже если вальденсев нельзя полностью ассоциировать с катарами (по крайней мере с радикально настроенными и представляющими меньшинство), все же их вклад в христианское наследие Европы, в том числе и Восточной Европы, несомненен.

Интересно, что последние годы своей жизни Питер Вальдо вместе со своими учениками провел в славянской Моравии, где в то время были широко распространены близкие им Кирилло-Мефодиевские традиции. Интересно, что последним обвинением выдвинутым против моравского реформатора Гуса было обвинение в жидовстве. Его отношение к Ветхому Завету казалось католикам чересчур пристальным. Его обвинители полагали, что гуситы позаимствовали жидовские практики у вальденцев.[21]

Выводы

В Средние века существовала довольно-таки развитая система катар (чистых, пуритан и т.д.), которая выходила далеко за пределы Франции, Италии и Швейцарии, и охватывала значительную часть Восточной Европы. Современные исследователи вынуждены согласиться, что катары – это скорее производное Восточной Европы. Вебер, к примеру, утверждает:

«В зависимости от мест своих обитаний, эти люди звались «катарами из Десцензано» или «альбанцами из Десцензано», что располагался между Бресчиной и Вероной… и в особенности «альбигойцами из Альбы». Именем «Павликан», производными от которого являются слова «публикане» и «попликани», именовали «булгаров», или «бургов» – имя, указывающее на их восточное происхождение… Восточная Европа, похоже, была тем первым географическим пространством, на котором катары смогли громко заявить о себе, и уж наверняка это было то пространство, из которого их будет сложнее всего изгнать. Богомилы, которым дуалистические идеи были присущи лишь в малой степени, существовали по крайней мере с десятого столетия, а спустя некоторое время, прочно утвердились в Болгарии. Босния была еще одним центром катар.» N. A. Weber C. E., art. Cathari, Vol. III, p. 435

В двенадцатом столетии Кулин — бан, то есть правитель Боснии, вместе с десятью тысячами своих подданных принял исповедание веры катар. Но еще и раньше катары находились в Боснии на твердой почве. Папа Иннокентий III, Гонорий III и Грегорий IX безуспешно пытались подавить «боснийскую ересь».

Читайте также:  3 небанальных факта из истории, которые не учат в школе

Наиболее успешны катары оказались на территории Чехии, Моравии и Болгарии – славянских государств. Русские князья активно сотрудничали с этими государствами, отсюда на Русь (еще до времени официального крещения) проникали письменность, книги, учителя. Не удивительно, таким образом, что христианская традиция Древней Руси так резко отличается от позднейшей Греко-Византийской, пришедшей на Русь вместе с Софьей Палеолог.

Кто такие саббататы?

Ваш покорный слуга в древней пещере катар и вальденцев

Нам нечего стыдиться связи с древнейшими христианскими традициями Европы, восходящими корнями к первоапостольской церкви. Время прекрасно показало, что вся та ложь, которую католические завоеватели насочиняли относительно катар, была созданно с одной целью – оправдать планомерное уничтожение этого народа и порожденной им модели общества. Но и сегодня в тех же местах Италии, Франции и Швейцарии сохранилось немало потомков тех смелых людей, которые на протяжении многих столетий не сдавались во власть папства и сохранили свою свободу, веру и независимость – прямо под носом католической инквизиции.

Мне повезло. Я встречался и беседовал со многими из этих людей (вальденсев) – очень трудолюбивыми и жизнерадостными, жил в их домах, участвовал с ними в их простых богослужениях, работал в их библиотеках, исследовал древние пещеры, собирал историческую литературу по региону… И чем я ближе знакомился с древней христианской традицией Лангедока, мне больше мне казалось, что я лучше стал понимать и свою древне-русскую христианскую традицию. Но о связе этих традиций и об особенностях древне-русского христианства я еще надеюсь поговорить отдельно.

[9] Eccl. Researches, chap. x. p. 304; Usher's De Christianar. Eccl. success et stat. cap. 7.

[10] History of the Vaudois by Bresse. p. 126.

Читайте также:  Мафусаил—звезда, которая старше всей Вселенной

[11] Dr. Peter Heylyn History of the Sabbath, London 1636, Part 2, para. 5, pp. 73-74.

[12] Heylyn, op. cit., 1612

[13] Там же, часть 2, para 5, pp. 73-74

[14] Mansi, 13, 851.

[15] Вообще субботство в Средние века не было редкостью не только на Востоке, но и на Западе. Дэвид Маршалл пишет: “Соблюдению субботы большинством шотландцев сопутствует их отказ признать над собою власть Папа Римского в духовных вопросах. Кельтское христианство шло своим, независимым от Рима путем.

[16] Robinson, Eccl. Researches, chap. x. pp. 305, 306.

[17] Elliott, Horae Apocalypticae, vol. ii. p. 342.

[18] Eccl. Hist., Cent 12, Part 2, Ch. 5, Sec. 14, p. 127: as quoted by Dugger and Dodd, emphasis retained.

[19] General Hist. Bapt. Denom. vol. ii. p. 414, ed. 1813.

[20] H.C. Lea, History of the Inquisition of the Middle Ages, 3 vols. (London, 1888), ii, pp. 582f.

[21] Gillett, E.H., The Life and Times of John Huss, or the Bohemian Reformation of the Fifteenth Century, Boston, 1864, ii, 64.

Нина Кузнецова
Главный редактор , youtesla.ru
Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.

Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий