Мельников: история последнего гения русской архитектуры

Краткая биография и основные проекты главного отечественного архитектора XX века — в этом материале.

Сын крестьянки и талантливый художник

Мельников: история последнего гения русской архитектуры

Он родился в 1890-м году, в многодетной семье. Отец — служащий в Петровской лесной и земледельческой академии (ныне РГГАУ), мать — крестьянка. С ранних лет юный Константин любил рисовать, это замечали и отмечали его успехи все домочадцы, также его талант оценил знаменитый педагог и инженер Владимир Чаплин, после чего он принял мальчика на работу в свой торговый дом. Более того, видя потенциал Мельникова, Чаплин нанял ему педагога-художника, чтобы Мельников смог поступить в Московское училище ваяния и зодчества. С первого раза поступить не удалось — подвело знание русского зыка, полученное ранее в церковно-приходской школе. Через год пятнадцатилетний Константин делает еще одну попытку, на этот раз — удачную; впоследствии он проучится в этом старейшем художественном заведении России вплоть до 1917 года. После получения общего образования, он окончил отделения живописи и архитектуры.

Из тюремной камеры — в профессора

Мельников: история последнего гения русской архитектуры

Первый практический опыт в архитектуре — помощь при реализации различных строительных объектов, а также — разработка фасадов строящегося тогда автозавода АМО (в советское время — ЗИЛ). В 1918 году сам архитектор Жолтовский приглашает Мельникова в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета. Так юный художник, который, по его словам, не особенно увлекался в юности архитектурой, начинает свой пусть к званию одного из выдающихся отечественных зодчих XX века.
Настоящий трудовой путь Мельникова начинается с проектирования проекта поселка для служащих Алексеевской психиатрической больницы, разработки планировки Бутырского района Москвы и Ходынского поля. В конце сентября 1919 года — первые неприятные столкновения с властью юной страны советов: Мельникова и его жену арестовывают, держат в «Бутырке» несколько месяцев, после чего освобождают по ходатайству Московского Политического Красного Креста. В том же году путем слияния Первых и Вторых государственных свободных художественных мастерских и Московского училища живописи, ваяния и зодчества образуется знаменитый ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Мельников становится профессором этого самого передового архитектурного образовательного учреждения, на тот момент ему едва исполнилось 30 лет.

Читайте также:  Почему Валиде не любила Хюррем

«Махорка», как подтверждение гениальности

Мельников: история последнего гения русской архитектуры

В начале 20-х Константин Мельников начинает работать над своим уникальным стилем, не принимая участия в формировавшихся тогда архитектурных группах, придерживающихся какого-то конкретного стиля. Во времена расцвета эпохи русского архитектурного авангарда, он становится одним из самых выдающихся новаторов. Яркий пример его творчества в те годы — павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года. Строение из дерева, выполненное по заказу Всероссийского махорочного синдиката — его первый и, к сожалению, утраченный шедевр. Это было настолько концептуальное строение, что заказчики хотели отказаться от него, но помогло вмешательство главного архитектора выставки знаменитого Щусева. Через несколько лет, Мельников развивает эти две, казалось бы, несочетаемые вещи — супер-новаторскую архитектуру и дерево в качестве материала объекта, это приносит ему международную славу после демонстрации павильона СССР на Международной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже в 1925 году.

10 лет золотой творческой эры

Мельников: история последнего гения русской архитектуры

В период с середины 20-х до середины 30-х по проектам Мельникова возводится почти два десятка объектов (преимущественно в Москве). Диапазон предназначения построек — от проектирования саркофага для тела Ленина до ведомственных гаражей и домов культур. Это, например, известные многим Бахметьевский автобусный парк в Марьиной роще (ныне — Еврейский музей и центр толерантности), Дом культуры им. И. В. Русакова на Стромынке (ныне — Театр Романа Виктюка) и, конечно, дом-мастерская Мельникова в Кривооарбатском переулке (ныне — Дом-музей Мельникова). Все эти постройки вошли в золотой фонд русского архитектурного авангарда и изучаются студентами в профильных ВУЗах по всему миру. После этого «золотого» периода наступила совсем другая эпоха — гонения коллег, обвинения в формализме и творческое забвение.

Читайте также:  6 малоизвестных фактов о Гомеле

Отстранение и забвение

Мельников: история последнего гения русской архитектуры

В конце 30-х в советской архитектуре резко сменился стилистический вектор — строения и проекты Мельникова теперь выглядят слишком авангардными и вольными. Наступает пора монументальных торжественных зданий, красочного декора — всего того, что получает название «Сталинский ампир» или попросту «сталинская архитектура». Творчество Мельникова начинают критиковать, постепенно отстраняя от крупных проектов, оставляя ему лишь преподавательскую деятельность. В 1949-м году он учит студентов в автодорожном институте в Саратове, затем возвращается в Москву, где до самой смерти в 1974 году продолжает заниматься преподавательской деятельностью. В этот период с конца 30-х, один из самых известных отечественных архитекторов смог реализовать лишь проект интерьера саратовского универмага, планировку поселка в Саратовской области и памятник в украинском Житомире дважды Герою Советского Союза С. А. Козаку — это был последний реализованный проект Константина Мельникова. При этом, несмотря на фактическое отстранения от ведущих ролей в отечественной архитектуре, ему присуждают ученую степень доктора архитектуры, а затем — почетное звание заслуженного архитектора РСФСР.

Несмотря на фактическое отстранения Мельникова от профессиональной деятельности, он был и остается одним из самых почитаемых и известных отечественных архитекторов. В 1990-м, когда отмечался 100-летний юбилей архитектора-новатора, международная организация ЮНЕСКО объявило этот год годом Мельникова. Позже, в результате опроса членов Российской академии архитектуры и строительных наук, он назван главным отечественным архитектором XX века. В 2016-м году его именем названа одна из улиц нового жилого района на юге Москвы, выросшем на месте советского автозавода ЗИЛ. Того самого завода, для предшественника которого — завода АМО — юный Мельников разрабатывал проект фасада, делая свои первые шаги к званию гения русского архитектурного авангарда.

Читайте также:  Какие были последние слова Сократа

Мультимедиа Арт Музей, Москва Издательства Яндекс facebook Вконтакте Одноклассники YouTube Instagram, Telegram.

Источник

Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий