Может ли ракета преследовать самолет, как в кино

В кино часто можно увидеть сцену, где истребитель пытается уйти от выпущенной по нему ракеты. Самолет маневрирует, а настырная ракета никак не отвяжется, проделывая аналогичные маневры. Давайте разберемся, способны ли современные ракеты класса "воздух-воздух" на что-то подобное

Может ли ракета преследовать самолет, как в кино

Старые ракеты "воздух-воздух" не отличались маневренностью и могли лишь слегка корректировать траекторию полета. Еще одна проблема: узкий угол обзора датчиков, выйти за пределы которых у самолета не составляло труда, после чего ракета теряла цель и уже не представляла опасности.

Современные ракеты продвинулись далеко вперед. Они или не вырабатывают весь запас топлива сразу, или оснащаются дополнительным двигателем с отклоняемым вектором тяги, который активируется лишь на финальном высокоманевренном участке пути. Также могут использоваться аэродинамические или газовые рули, обеспечивающие высокую маневренность ракеты. "Зрение" современных ракет "воздух-воздух" также покачалось и выйти за его границы самолет уже не в состоянии.

Еще один важный момент: ракета очень устойчива к перегрузкам. Она легко может совершить маневр, который не выдержит ни пилот, ни его самолет.

И, наконец, ракете не нужно попадать в самолет – она взрывается на удалении и поражает машину осколками. Опять таки, оптимальную дистанцию для подрыва современные ракеты рассчитывают самостоятельно, исходя из размеров и скорости цели. Как следствие, ей не нужно гоняться за самолетом, как это часто показывают в кино.

Может ли ракета преследовать самолет, как в кино

На фото изображен подрыв ракеты, правда, зенитной. Пилот F-105 погиб от поражения осколками

Шансы спастись от современной ракеты зависят не столько от навыков летчика, сколько от момента, когда он получит информацию, что атакован: чем раньше, тем, естественно лучше и дистанции, с которой она была выпущена. На малом расстоянии никакие маневры не спасут: ракета все равно маневреннее. Если не помогают и средства РЭБ или тепловые цели (), то у пилота все плохо.

Читайте также:  Великий аттрактор. Точка невозврата для нашей галактики.

В англоязычной терминологии есть такое понятие как no-escape-zone: это дистанция пуска, на которой шансы самолета на спасение стремятся к 0. Для современных ракет класса "воздух-воздух" no-escape-zone составляет примерно 20-40% от максимальной дальности полета ракеты, в зависимости от ее типа.

При большей дальности, единственный шанс пилота на спасение – попытаться "измотать" ракету, вынудить ее растратить весь ресурс, заложенный на маневрирование, до того, как станет слишком поздно.

Если подытожить все кратко, то да, ракета могла бы преследовать самолет как в кино, но очень недолго, поскольку запасы топлива в ней крайне ограничены. Однако ей попросту нет в этом нужды: она взорвется на расстоянии и уничтожит свою цель осколками.

Естественно, все вышесказанное справедливо лишь для современных ракет класса "возду-воздух" 5-го поколения.

Возможно вам будет интересно: до какой точки США могли долететь советские ракеты, размещенные на Кубе

Нина Кузнецова
Главный редактор , youtesla.ru
Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.

Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий