В фильмах часто можно увидеть сцену, где боец пытается убежать от выпущенной по нему ракеты. Самолет маневрирует, а надоедливая ракета никак не оторвется, совершая аналогичные маневры. Посмотрим, способны ли современные ракеты воздух-воздух на что-то подобное
Старые ракеты класса “воздух-воздух” не были маневренными и могли лишь незначительно изменять траекторию полета. Еще одна проблема – узкий угол обзора датчиков, за которым самолету не составило труда, после чего ракета потеряла цель и перестала представлять опасность.
Современные ракеты очень продвинуты. Либо они не производят всю подачу топлива сразу, либо оснащены дополнительным двигателем с отклоняемым вектором тяги, который срабатывает только на высокоманевренном конечном участке маршрута. Также могут использоваться аэродинамические или газовые рули направления, обеспечивающие высокую маневренность ракеты. Даже “видение” современных ракет класса “воздух-воздух” пошатнулось, и самолет больше не может пересекать его границы.
Еще один важный момент: ракета очень устойчива к перегрузкам. Он легко может совершить маневр, который не выдержит ни пилот, ни его самолет.
И наконец, ракете не обязательно попадать в самолет – она взрывается издалека и осколками попадает в машину. Опять же, современные ракеты рассчитывают оптимальную дальность взрыва независимо, исходя из размера и скорости цели. Следовательно, ему не нужно гнаться за самолетом, как это часто показывают в фильмах.
На фото виден взрыв зенитной ракеты. Пилот F-105 убит осколком
Шансы на спасение от современной ракеты зависят не столько от способностей пилота, сколько от момента получения им информации о том, что на него напали: чем раньше, конечно, тем лучше и с какого расстояния он был запущен. На небольшом расстоянии не спасет никакой маневр: ракета еще маневреннее. Если средства РЭБ или тепловые цели () не помогают, значит пилот плохой.
В английской терминологии существует зона, на которой невозможно покинуть зону: это расстояние запуска, на котором шансы самолета на побег стремятся к 0. Для современных ракет класса «воздух-воздух» зона без выхода составляет около 20-40% от длины максимальная дальность полета ракеты в зависимости от типа.
При большей дальности единственная возможность для безопасности пилота – это попытаться «изнашивать» ракету, заставляя ее растрачивать все ресурсы, выделенные на маневр, пока не стало слишком поздно.
Короче говоря, да, ракета может следовать за самолетом, как в фильмах, но очень скоро, поскольку запасы топлива внутри нее крайне ограничены. Однако ему это просто не нужно – он взорвется издалека и поразит цель шрапнелью.
Конечно, все вышесказанное справедливо только для современных ракет класса “воздух-воздух” пятого поколения.
Вы можете спросить: в какой степени Соединенные Штаты могут запускать советские ракеты, размещенные на Кубе
- Хотите связаться со мной?