Монастырские тюрьмы: Реалии

Монастырские тюрьмы: реалии

В предыдущей статье мы начали с рассказа об истории создания монастырских тюрем на Руси. Сегодня мы поговорим о том, что представляли собой эти «приюты жалости», попав в одно из которых (против своей воли) человек практически не имел шансов выбраться, а был обречен на медленную, мучительную и мучительную смерть. А попасть в монастырскую тюрьму было проще простого. Для этого не требовался суд в привычном для современных людей понимании: все обычно решал настоятель или епископ. Сказал – и все. И конец человеку: делай с ним, что хочешь, хоть убей его, хоть сожги. И часто так и было.

Жертвами, оказавшимися в монастырских тюрьмах, были разные люди: диссиденты, «сектанты», старообрядцы. Но не только они. В эти тюрьмы попали — «под командование» — и многие представители официальной церкви. Достаточно было «перейти дорогу» грозному настоятелю, иногда посмотреть на него «бессовестно» или в чем-то не согласиться, и ему предоставлялся бесплатный билет, чаще всего пожизненный, в подвал монастыря — Скорее всего, это не заставит его снова увидеть Божий свет.

Монастырские тюрьмы: реалии

Крестьянин Васильев (провидец Авель) по высочайшему указу освобожден из монастырской тюрьмы

Деятельностью монастырской тюрьмы руководил настоятель монастыря. Именно он решал сроки заключения, телесные наказания и все вопросы жизни и смерти заключенных, если, конечно, они не были помещены туда вышестоящим епископом, и в этом случае требовалось его разрешение на умерщвление заключенных людей как можно скорее. Но на пытки и истязания не требовалось разрешения: это входило в программу наказания еретиков.

Конечно, для монастырских тюрем требовались немалые пенитенциарные поместья: одна только пыточная комната требовала не менее четырех человек. Монахи выполняли функции надзирателей и палачей. Мирян нанимали за счет милостыни. Для нужд заключенных в храме могла подвешиваться специальная чаша. Как это ни парадоксально, эти подачки (которых могло и не быть) содержали заключенных (их кормили) и их мучителей. А теперь подумайте, что для вас лучше: чтобы хорошие люди поставили сегодня пятачок в стакан или нет? Если они это сделают, они дадут вам корку хлеба и кнут. Если не дают, то ничего не дают. Что лучше?

Читайте также:  Животные, которых видели только один раз

Монастырские тюрьмы: реалии

Подземная тюрьма Соловецкого монастыря

Кстати, чаще всего причиной смерти в монастырских тюрьмах был голод. Кормление еретиков за счет церкви считалось большим грехом. Поэтому вся еда поступала, как я уже сказал, из чашек, развешанных в церкви для заключенных. Будут деньги, будет еда. Хотя сколько из этих денег досталось заключенным, до сих пор неизвестно, ведь на эти деньги еще кормили служивших монахов-тюремщиков и доплачивали палачу.

Государство время от времени, еще до закрытия этой мерзости в 1905 году, пыталось как-то вмешаться, чтобы смягчить участь этих монастырских узников. Государство стало выделять этим заключенным приличные суммы. Но финансовая дисциплина в монастырях оставляла желать лучшего. Например, когда воевода Владимирской области проверил Суздальский монастырь, чтобы выяснить, куда идут те 156 рублей в год, которые государство дает на еду и одежду каждому заключенному, они так и не нашли конца (РГИА. Ф. 1409. Оп. 1. Д 4043. Л. 3). Арестантов кормили, как обычно, деньгами из чашки, а о 156 рублях за нос никто и не слышал!

Монастырские тюрьмы: реалии

В следующей публикации я расскажу вам еще немного о том, какой жизнь в сырых, темных и вечно холодных подвалах монастырей видели ее обитатели, мужчины и женщины. Многие из них были вчерашними священниками, которые сами не понимали, зачем они здесь? Многие вообще были простыми крестьянами и попали в пожизненное заключение за то, что, например, их сосед сообщил: якобы они смеялись над игуменом! Все! Они не выйдут! Или женщина, она не захотела спать с кем-то из духовных лиц, ей был уготован ад на земле.

Даже в 1911 году, после официального закрытия монастырских тюрем, у влиятельной царицы архимандрита Илиодора, претендующего на звание патриарха и готового вести толпы прихожан в Москву, чтобы свергнуть царя и возвести его в патриаршие саны, оставалась своя тюрьма частная.

Читайте также:  На что способен Т-34 в современном бою

Монастырские тюрьмы: реалии

Это не спортивные команды.

Илиодор, например, регулярно насиловал паломников, приходивших в его монастырь. Если они осмеливались так говорить, то он лечил их линчеванием в своей частной тюрьме. Однажды, изнасиловав и избив одну из паломниц, не проявившую «послушания» к нему, он приказал своим монахам привязать ее почти голую к лошади, и та таскала ее по монастырскому двору до тех пор, пока не осталось места у бедной женщины Глядя на эту сцену, он сказал, что якобы она хотела его соблазнить. На самом деле вся его вина заключалась в том, что он осмелился выступить против могущественного духовного лица. (См. Моя борьба с епископом Гермогеном и Илиодором, стр. 31. Также «Пшеница и плевелы», стр. 65.)

О.А.Платонов в своей книге “История русского народа в ХХ веке” сравнил епископа Гермогена с Илиодором, назвав его “закоренелыми мошенниками и карьеристами” и “недостойными клириками” он был нужен церкви и государству, Григорий Распутин писал королю и королеве: “Дорогие папа и мама! Илиодор дружил с бесами. Бунтовщиками. А прежде таких монахов пороли. Не смотри ему в зубы. Вот бунтарь. Грегорио».

Монастырские тюрьмы: реалии

Слева направо: Распутин, Гермоген и его правая рука, христопродавец Илиодор

Но против Илиодора не было предпринято никаких действий, так как за ним стояла церковь. Гермоген во всем помогал своему питомцу. Они боролись за одно: церковь против государя. А против Распутина они обвиняли его в демонизме. В 1911 году Илиодор и Гермоген подготовили покушение на Распутина, которое не удалось. А в конце ноября 1912 года в Синод поступило послание, написанное кровью Илиодором (Серегой Труфановым, как называл его Распутин):

«Я отрекаюсь от вашего Бога. Я отказываюсь от вашей веры. Я ухожу из вашей церкви. Я отрекаюсь от вас как от епископов…».

Читайте также:  Формула Любви 8.0 Гарантия бессмертия.

Так перешли на сторону революционеров вчерашние церковники, вкусившие крови, но лишенные государем возможности безнаказанно насиловать и убивать: теперь у них было больше возможностей. Это всего лишь одна история из многих. И Гермоген, по-видимому, не ушел в отставку, а поступил хуже: он использовал все ресурсы и влияние церкви для свержения монархии, для провоцирования революции. Который сурово наказал себя и миллионы невинных людей, доверившихся вождям, которые, как правильно сказал Григорий Ефимович, подружились с бесами.

Монастырские тюрьмы: реалии

Я привел эти примеры не для осуждения, а для того, чтобы мы не повторяли ошибок прошлого. И единственный способ не повторять этих ошибок и каждый раз не усугублять ситуацию – это путь покаяния. Если бы еще в то время церковь могла покаяться в том, в чем недавно каялся даже Папа Римский (за грехи инквизиции), то не было бы ужаса 1917 года. Но покаяние тогда не пришло, и все закончилось так, как должно было закончилось: трагедией. И чтобы выйти из него, нужны не хитрости, не пыль в глаза, а все-таки покаяние. Когда мы наконец поймем, что покаяние – это не что-то постыдное, не то, что нужно делать в “барахле”, что вынуждены делать “дураки”, – но это путь, и единственный путь, не быть с силами тьмы и на этот раз, а унаследовать землю? Помните простое послание Предтечи: «Покайтесь»!

Нина Кузнецова
Главный редактор , youtesla.ru
Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.
Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий