Неожиданная атака

Неожиданная атака

10 августа 1942 года истребительная группа под командованием полковника Сиднева получила приказ командования Юго-Восточного фронта прикрыть большую колонну кораблей в количестве 16 единиц, следовавших сверху из Астрахани в Саратов.

Полковник разогнал свою группу из 12 истребителей по засадным аэродромам. Из этих аэропортов наши истребители также наносили удары по фашистским бомбардировщикам, неоднократно пытавшимся атаковать караваны.

Корабли вышли из Астрахани 14 августа 1942 года. На следующий день, 15 августа, по ним попытались поразить 9 фашистских бомбардировщиков. Очень заманчивой была добыча с 16 кораблей.

Истребители Сиднева поднялись в небо, когда фашистские самолеты были близки к цели.

Внезапная атака, и один из фашистских стервятников рухнул на землю! Остальные, бросая наугад бомбы, поспешили прочь.

18 августа гитлеровцы снова попытались атаковать наши корабли, но на этот раз, потеряв два бомбардировщика, они тоже остались ни с чем на своей базе.

Попытки атаковать наш караван 19 и 20 августа также не увенчались успехом. Таким образом, все 16 судов с топливом благополучно прибыли в пункт назначения .

Это был конец августа 1942 года. Организация средств защиты Волги позволила увеличить количество перевозимых нефтепродуктов. Так, если с 23 июля по 5 августа 1942 года из Астрахани на Волгу было отправлено 57 тысяч тонн нефтепродуктов, то в ближайшие 16 дней, с 6 по 21 августа – 257 тысяч тонн.

Неожиданная атака

Борьба за сообщение Волги не утихала ни на минуту.

20 августа бронекатер No. 44 сопровождал караван кораблей в район Сталинграда. Внезапно из стоянки на правом берегу выскочила группа вражеских самолетов, которые пытались атаковать караван.

Зенитчики бронекатера открыли артиллерийский и пулеметный огонь. Бомбы взорвались возле бронетранспортеров и катеров. Один человек был убит и один ранен осколками на буксируемых баржах. На борту бронекатера получил тяжелое ранение командир унтер-офицер В.А. Сологуб.

Читайте также:  14 интересные факты о Замбии

Командование принял бригадир артиллерийской группы, и лодка продолжила бой. Орудийный расчет во главе с мастером 2-й статьи Н.С. Калашниковым прицельным огнем отправил на дно Волги фашистского стервятника.

Гитлеровские «асы», бросив наугад бомбы, остались ни с чем. Ни одна лодка в караване не была повреждена или повреждена.

29 августа бронекатер № 21 (командир, прапорщик Н.Р. Горбов) сбил в районе Черного Яра самолет противника огнем своих танков.

Некоторые типы бронетранспортеров ВВФ, в том числе Armored Boat No. 21, не были вооружены зенитными орудиями, а только зенитными пулеметами. Их орудия находились в танковых башнях, непригодных для стрельбы по воздушным целям, так как их максимальный угол возвышения не превышал 33-35 градусов. Однако оказалось, что в некоторых случаях из этих орудий можно было вести огонь по самолетам. Для этого требовалось, чтобы самолеты шли низко и удалялись на достаточное расстояние, что случалось очень часто.

Первым из Волжской флотилии, успешно воспользовавшейся этой возможностью, был командир бронетанковой пушки фельдфебель ленинградского комсомола 2-го класса К.И. Лопатин.

Бронекатер оказался на левом берегу Волги, когда на противоположном берегу реки на высоте 800-1000 метров появился вражеский самолет. Командир бронекатера прапорщик Н.Р. Горбов произвел несложные вычисления и приказал старшине 2-й статьи Лопатину открыть огонь. Одним из многочисленных выстрелов он сбил вражеский бомбардировщик Ju-88, упавший в районе Черного Яра.

После этого инцидента другие бронекатера с танковыми орудиями открыли огонь по самолетам противника, отгоняя их от конвоев охраняемых кораблей.

Движение через Волгу от Астрахани до Саратова продолжалось до 23 августа 1942 года, то есть до того момента, когда гитлеровские войска вышли к Волге в районе Акатовка-Ерзовка (севернее Сталинграда) и перекрыли коммуникации с Волгой. Однако и после этого движение кораблей по Волге продолжалось, пока она не замерзла. Только грузопотоки, хотя и значительно сократились, из низовьев Волги пошли на все причалы от Астрахани до Светлого Яра и даже до Красноармейска, а грузы с верховьев Волги и Камы доставлялись в Камышин, Горные Балы. Клея и Дубовка.

Читайте также:  19 интересных фактов о Барнауле

Таким образом, в течение последних трех месяцев навигации 1942 года (сентябрь – ноябрь) не прекращалась ожесточенная борьба за сообщение Волги, особенно в ее низовьях. Необходимость этой борьбы диктовалась обстановкой на фронтах, которые постоянно приходилось обеспечивать военной техникой, людскими припасами, продовольствием и боеприпасами, а также вывозом раненых в верховья Волги и Камы. Днем и ночью караваны кораблей и отдельные корабли курсировали по Волге, часто отражая атаки вражеской авиации, пробиваясь через шахтные заграждения.

В начале сентября 1942 г. «Волга» была надежно прикрыта зенитными орудиями и боевой авиацией, в том числе большей частью крупных транспортных кораблей, вооруженных зенитными орудиями. Поэтому потери судов в этот период, хотя и имели место, были незначительными (в среднем 5-7 судов в месяц).

Нина Кузнецова
Главный редактор , youtesla.ru
Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.

Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий