Учитель говорит Хромову: «Ты узнал все, что узнал я». Судя по событиям, показанным в фильме, с момента прибытия главного героя прошло несколько дней, а он уже стал вдруг знатоком борьбы. Явный сценарный киноляп.
Авторы фильма нарочито подчеркнули непритязательность Хромова: мог бы ездить на лошади, но передвигается на осле. Учитывая расстояния Средней Азии, его путешествия могли занять десятилетия, но это расходится с реальной биографией Анатолия Харлампиева.
Этот трюк – когда Хромова тащат на веревке по земле вслед за лошадью – Андрей Ростоцкий выполнил сам. Правда, с небольшой хитростью: во-первых, заранее расчистили путь, чтобы актер не напоролся на дерево или камень. Во-вторых, надели под халат одежду в несколько слоев.
Костюмный киноляп: когда Харламова перестают тащить по земле, одежда на нем совершенно целая, хоть и пыльная…
Но уже спустя несколько секунд одежда оказывается изодранной, персонаж – израненным.
Сценарный киноштамп: загадочный старик, который живет отшельником и помогает главному герою посредством народной медицины, чтобы тот смог вернуться и отомстить.
Снова киноштамп: чтобы восстановиться, персонажу приходится заниматься тяжелым физическим (и зачастую бесполезным) трудом.
Трюк действительно очень травмоопасный, и Ростоцкий также выполнил его сам. Причем, судя по кадрам, действительно пострадал, хотя клинок постарались сделать максимально мягким…
Но при этом следует знать, что актер всегда тщательно продумывал трюки, в которых снимается, а это значит, – любая ошибка была слишком маловероятна.
Большая часть съемок фильма проходила в горном массиве Агалык (Самаркандская область, Узбекистан), неподалеку от одноименного поселка.
Здесь в кадре – минарет Калян, также известный как Бухарский минарет пятничной мечети в историческом центре Бухары, построенный в 1127 году. Высота ствола минарета составляет 46,5 метра.
Заметно, что многие трюки в фильме настолько хорошо подготовлены, что выглядят неестественно. Как здесь, например…
Когда бандиты вместо того, чтобы просто расстрелять Хромова, начинают бросаться на него с голыми руками.
И обязательная в финале «схватка с боссом», которая также выглядит очень эффектно.
Есть мнение, что при съемках этого фильма авторы вдохновлялись знаменитым «Гением дзюдо» Сэйитиро Утикавы (который ошибочно считали «куросавским» фильмом). Особенно в сценах борьбы, где Хромова бросают…
А он, перевернувшись в воздухе, как кошка встает на ноги. Здесь точная копия сцены борьбы дзюдоиста Сугато Сансиро с мастером джиу-джитсу Мураи. Да и финальный поединок с главарем басмачей, владевшим каким-то каратэ или кунфу – явная копия с финального боя Сансиро со «злым» каратистом.