Почему я не верю в пилотируемые полёты на Луну #4

2 дня назадДля понимания темы данной статьи не обязательно читать прошлые части, но все же если Вам интересно, вот ссылки на них: Часть-1, Часть-2, Часть-3.

В данной теме я попытаюсь осторожно порассуждать "вслух" о ракетном двигателе F-1. Почему "осторожно"? Потому что даже с взгляда профессионала отрасли придраться к устройству РД F-1 или ступени в целом достаточно сложно, если не сказать "невозможно". Данный ракетный двигатель хоть сейчас режь на половинки и выставляй в технических ВУЗах в качестве наглядного пособия устройства мощного жидкостного РД, работающего на паре керосин и кислород (в качестве окислителя).

Понять теоретически, действительно ли он функционировал так, как это было заявлено во время программы Аполлон – невозможно. Только практический опыт "огневой тест" бы все "плюсы" и "минусы" его действительных характеристик

Как всегда, сначала официальная информация от NASA:

Почему я не верю в пилотируемые полёты на Луну #4

Почему я не верю в пилотируемые полёты на Луну #4

Коротко опишу принцип его работы, чтобы сильно не напрягать вас терминами и цифрами (если не интересно, просто пропустите этот абзац). Топливо (Fuel), по 2-м трубопроводам из бака попадает в ТуброНасосный Агрегат, который перекачивает его дальше с давлением 12.85Мпа и 13.73Мпа, в зависимости от версии РД. Часть топлива отбирается для работы ГазоГенератора ("Gas Generator"), 30% топлива уходит непосредственно на струйные форсунки, а остальные 70% используются в качестве охлаждающей жидкости Камеры Сгорания. 89 трубок охлаждения из сплава "Inconel X750" отправляют эту часть керосина от форсунок вниз КС и столько же поднимают его обратно к форсункам. Окислитель входит в ТНА одним толстым патрубком, далее под давлением по 2-м трубопроводом поступает сразу к форсункам. Часть окислителя отбирается ГазоГенератором для его работы.

Читайте также:  Самые красивые снимки телескопа Хаббл за 30 лет

Можно много и долго рассуждать о том, что трубчатая система охлаждения КС американских РД 60-70х годов не эффективна (в СССР использовали иной способ охлаждения КС), что сплав никеля "Inconel X750", который заявлен производителем (Рокетдайн) в качестве материала трубок охлаждения не справился бы с задачей и нагрузками. Что этот сплав больше никогда и нигде не использовался в ракетостроении. Но давайте оставим это всё авторам данных расчётов и обратим внимание на тот нюанс, который привлек автора сего канала. А привлек моё внимание внешний вид Ракетных Двигателей F-1 на старте Сатурнов-5.

Читатели, которые интересовались лунной темой, конечно же помнят, как внешне выглядит Ракетный Двигатель F-1. Вот несколько фотографий из интернета:

Почему я не верю в пилотируемые полёты на Луну #4

Почему я не верю в пилотируемые полёты на Луну #4

Почему я не верю в пилотируемые полёты на Луну #4

Почему я не верю в пилотируемые полёты на Луну #4

Почему я не верю в пилотируемые полёты на Луну #4

Найти фотографии двигателей первой ступени РН Сатурн-5 на стартовом столе не получится. Их попросту нет в открытом доступе и я позже объясню почему. Для начала взглянем еще раз на внешний вид установленных РД на ступени S-IC нескольких Аполлонов. Фотографии исключительно с сайта #NASA

Почему я не верю в пилотируемые полёты на Луну #4

Почему я не верю в пилотируемые полёты на Луну #4

Почему я не верю в пилотируемые полёты на Луну #4

И вот настал тот самый момент, когда мы сравним то, что показывало нам NASA на сборке РН и то, что стояло на стартовом столе и улетало с него. Начнем с Аполлон-8.

Почему я не верю в пилотируемые полёты на Луну #4

Почему я не верю в пилотируемые полёты на Луну #4

Глянем на старт Аполлона-11 (2м13сек).

Почему я не верю в пилотируемые полёты на Луну #4

Именно по причине визуальных различий между РД F-1 и двигателями первой ступени всех РН Сатурн-5 на старте и в полёте, с момента вывоза этих РН из ангара отсутствуют четкие изображения ракетных двигателей первой ступени в открытом доступе.

После того, как скептиками был замечен факт визуального отличия РД F-1 от РД стартующих ступеней S-1C, NASA (скорее даже защитники, а не само агентство) было опубликовано вот такое фото и к нему схема:

Читайте также:  Марсианские хроники. Фантастические миры Рэя Бредбери

Почему я не верю в пилотируемые полёты на Луну #4

Почему я не верю в пилотируемые полёты на Луну #4

И вот когда уже схватили скептики пилотируемых полётов на Луну NASA за причинное место, сжали сильно – NASA просто замолчало. А иначе как объяснить, что в цехе сборки РД F-1 не о какой внешней (дополнительно устанавливаемой) тепловой изоляции никогда не слышали.

Почему я не верю в пилотируемые полёты на Луну #4

О тепловой изоляции не слышали и на стендовых испытаниях ступени S-1C:


Слова Билла Кейсинга о том, что вместо РД F-1 (690т.с.) на Сатурн-5 ставили совершенно другие РД B-1 (70т.с., этакий РД H-1 в огромном обвесе) теперь не выглядят такими уж беспочвенными! Ведь на взлетающих Сатурнах-5 действительно стояли другие РД.

Автор канала склоняется к версии о том, что на взлетных ступенях S-IC были установлены лишь огнеупорные макеты РД. Я пришел к этому выводу просмотрев видео огневых тестов ступени (выше), а так же видео взлетов всех РН Сатурн-5 в которых видно как низ ступени горит. Любой ЖРД не выдержал бы долго и разрушился. К примеру, на отметке 8м:21с на видео выше, все РД ступени синхронно делают огневую вспышку, что может говорить только об одном: перед нами всего лишь макеты, источник тяги находится выше и он один, а не "каждый РД за себя". Вероятнее всего это кластер из ракетных двигателей небольшой тяги, например из 8шт. РД H-1 (стандартная 1-я ступень Сатурна-1). Этой же версии придерживаются и другие скептики пилотируемых полетов на Луну, например Панов А.В., Alex_23 (Большой форум) и др.

Тепловая изоляция на макетах РД прежде всего нужна для того, чтобы макет не расплавился в полёте, т.к. одной из особенностей первой ступени лётных Сатурн-5 было её горение! Да-да, вы верно прочитали, низ первой ступени в полёте горел!

Читайте также:  Что, Если Земля - Единственная Планета В Солнечной Системе?

Почему я не верю в пилотируемые полёты на Луну #4

Подведем итог:

Ракетный Двигатель F-1 спроектирован хорошо (ошибки допущены только в организации охлаждения камеры сгорания, но они исправимы) и несомненно работал бы, если бы не его размеры. Например ГазоГенератор на РД F-1 стоял вполне себе реальный/рабочий. Это подтвердили огневые испытания данного устройства в рамках проекта SLS, а так же фотографии РД F-1 после "испытаний". Так искусственно закоптить ТНА вряд ли получилось бы.

Но вот добиться ровной работы, устойчивой постоянной тяги от РД F-1 не удалось из-за размеров камеры сгорания (на эти грабли уже наступил СССР с проектом РД-270К, вовремя опомнились) и по этой причине в ход пошел запасной план с макетами, т.к. на Луну надо было лететь "любой ценой"!

И напоследок отличное видео стартов Сатурнов-5 большинства миссий Аполлон. В любой момент можете остановить видео на паузу и рассмотреть ракетный двигатель первой ступени.


Спасибо, что дочитали материал! Если понравился – ставим палец вверх, подписываемся на канал. В комментариях будьте сдержаны и вежливы.

В статье использовались материалы с сайта NASA , стопкадры из видео YouTube каналов CrazyHeliDude и Mark Gray, а также фотоматериалы из открытых источников.

Статьи на данную тему:

Источник

Нина Кузнецова
Главный редактор , youtesla.ru
Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.

Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий