В грамоте уфимскому воеводе Федору Андреевичу Алябьеву от царя Алексея Михайловича говорится: «.
Недавно найдены неопровержимые доказательства участия башкирских войск в осаде Калуги. Этот документ (граффити, текст эпитафии) прислала нам Алинуа Демидова из Калуги.
Служба башкирских воинов у боярина и князей Дмитрия Михайловича Пожарского и Дмитрия Тимофеевича Трубецкого подтверждается и трофейными монетами башкир.
Может возникнуть вопрос: что делали во время смуты башкиры в Польше?
Один из башкирских исследователей пишет:
Видимо, башкирским ополченцам платили жалованье и захваченными польскими монетами тоже.
Тайны итоговой грамоты Земского собора 1613 года
Во всех учебниках истории Отечества расписано, что Земский собор 1613 года был созван из русских людей и русских казаков, и так было положены основы единого Русского православного государства. И практически во всех публикациях особо подчеркивается неучастие в нем «нерусских» народов и не православных.
Возникает вопрос. Какие цели преследуют такие публикации? Что хотят скрыть от русского народа и от других народов РФ вот уже более 400 лет?
Участие казанцев в Земском соборе 1613 года сразу отбрасываем, учитывая казанское пленение патриарха Гермогена.
Что же касается участия в соборе касимовских ханов и служилых людей, то этот вариант тоже, по нашему мнению, не состоятельный, ибо убитый в 1610 году касымовский хан Ураз-Мухамед был сторонником Лжедмитриев. Единственным возможным участником Земского собора остается претендент на Касимовский престол Арслан-хан, родной племянник Ишим-Мухамет (Ишиммэт)-хана. Но Ишиммэт-хан был башкирским ханом. Именно он был заинтересован в утверждении брата и своего царства.
Возможно, причиной участия башкир в этом соборе могут быть и истоки их вотчинных прав в Российском государстве.
Внимательно изучим состав участников собора по дошедшим до наших дней отрывкам документов, изданных в различные времена.
Вот первая выдержка:
Ни в одном тексте копий грамоты тюркоязычные подписи в подлинниках не указаны.
К какой категории населения могли относиться упоминаемые в письмах Романовых «повелеваемые (ими) северные тюрки»?
Может быть, они перечислены как или как ?
Действительно, в грамоте некоторые ее листы, или фрагменты были написаны арабской вязью на башкирском языке. Согласно публикациям историка Белокурова фрагмент сохранившегося документа выглядит так:
Общепринятым является мнение, что тумен – это крупное войсковое соединение конницы в 10 тысяч человек.
Интересующий нас фрагмент выложен на сайте Национальной электронной Библиотеки, НЭБ.
Вот таблица сравнения переводов: слева – мой, справа – официального издания.
197-211……………………………………я,
198-212……………………………………..я,
199-213…………… за тумень войска (соответствует современной дивизии) я…
(Тут же приложены руки турецким письмом, по переводе коего значится):
Я Нъшик Добзъ руку приложил (возможно, 197-211 страницы).
Я князь Исайбек Туманин за товарищей своих руку приложил (возможно, 199-213 страницы).
Я князь Аюка Джиран, вместо своих товарищей руку приложил (возможно, 197-198-212 страницы).
Почему в официальном переводе слова «туман аучун\за тумен (войска)» вдруг превратились в фамилию «Туманин»? Вопросов много, тем более авторы рассматриваемой публикации сами же пишут:
– «Я, Нъшик Добзъ, руку приложил\Мн нгчк груз кулм куидм».
Правильные прочтения и перевод, возможно, будут такими: «Мнгчи груз кулм куидм\Я, тысячник (начальник тысячи) охраны, руку приложил».
Восстановленный арабописьменный текст, возможно, выглядел так:
Далее.
Что за «тумен», что за «Багчи бек\князь-воспитатель»?
Что за главнокомандующий?
Ответ, мне кажется, кроется в копиях фрагментов страниц из трудов Белокурова (фото 18), которые почему-то в оцифровку НЭБ не вошли.
Выделим фрагмент копии с башкирскими текстами:
Транскрипция:
Вопросов еще прибавилось:
Кто такой «Аишамбт»?
Являются ли «Смбир гшилари\Симбирские люди» башкирами?
Ответим на поставленные вопросы последовательно.
Ишимбат-султан (он же Ишим-хан) был правителем башкир Сибири и Зауралья. По моему мнению, именно он подписал (поставил тамгу сибирских царевичей) в Грамоте Собора 1613 года.
Перевод:
Пояснения к тексту ярлыка.
Кучук – султан, сын Аблая, – участник Башкирского восстания (1662–1664) Сибирской дороги, признавал Девлет-Гирея ханом, умер в 1679 году.
Ишим-Мухаммет\Ишиммэт\Ишим, зять тайши Хоурлюка – хан (1616–1624), брат Али-хана, сын Кучум-хана.
Дайчиìн (Шукур-Дайчин) (ум. в 1672 году) – второй главный тайша калмыков (1644–1661) из рода кереит, старший сын и преемник тайши Хоурлюка, первого калмыцкого правителя, признавшего над собой протекторат русского царя. При Дайчине было юридически оформлено добровольное вхождение калмыков в состав Российского государства.
Иршат ЗИАНБЕРДИН
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!
- Хотите связаться со мной?