Савроматы – об этом древнем исчезнувшем народе.

В начале I тыс. до н. э. из-за изменившегося климата и ряда других причин большинство скотоводческо-земледельческих племен, обитавших в Великом поясе евразийских степей, полупустынь и пустынь, протянувшемся от Дуная до Северного Китая, перешли к кочевым и полукочевым формам скотоводства, при которых подвижность населения резко возросла, а удельный вес земледелия даже в качестве подсобного занятия стал значительно ниже, чем прежде.

Этот, по-видимому, достаточно быстрый и резкий сдвиг повлек за собой целый ряд далеко идущих последствий. Освоение кочевниками доселе малонаселенных степных пространств, их борьба с соседями и друг с другом за скот и пастбища вызвали целый ряд миг раций, этнических перегруппировок, появление новых социально-политических образований.

Именно в первые века I тыс. до н. э. на исторической сцене появляются многие объединения евразийских кочевников — киммерийцы, скифы, саки, массагеты и многие другие. И среди них савроматы — один из предков собственно сарматов. Наиболее древняя гипотеза о происхождении савроматов донесена до нас отцом истории Геродотом.

Он сообщил, что савроматы — потомки амазонок, волею судеб заброшенных на берега Дона, древнего Танаиса, и скифских юношей, вступивших с ними в брак. После этого события амазонки со своими мужьями переселились в междуречье Дона и Волги и там положили начало новому этносу. Несмотря на всю свою легендарность, сведения Геродота, по-видимому, содержат рациональное зерно.

Савроматы действительно были ближайшими родственниками скифов, так как оба народа говорили на языках североиранской группы или даже на диалектах одного языка. Во всяком случае они могли понимать друг друга без переводчиков — Геродот писал, что «савроматы говорят языком скифским, но с давнего времени искаженным».

Начальная история савроматов также, по-видимому, была тесно связана со скифской. Можно даже предположить, что первоначально они входили в сферу скифского политического влияния. Неизвестно, принимали ли савроматы, точнее их предки, участие в скифских походах в Переднюю Азию. Предположение об этом было высказано, но окончательно его пока нельзя считать доказанным.

Читайте также:  Бросил нож убийце сына и ушел. Пример рыцарской верности

Однако формирование савроматского (или савроматских) племенного объединения, может быть, даже первое вычленение и обособление его из сравнительно недифференцированного массива североиранских племен, едва ли произошло ранее VI в. до н. э. и как-то было связано с возвращением скифов в Северное Причерноморье.

Как известно, двадцативосьмилетняя гегемония скифов в Передней Азии закончилась для них весьма печально. Царь мидийцев Киаксар пригласил их вождей на пир и, предварительно напоив, вероломно перебил. Скифы вынуждены были вернуться в Предкавказье и оттуда вновь завоевывать Северное Причерноморье, потому что обитавшие там племена за время пребывания скифов в Передней Азии успели от них отложиться.

Возможно, что именно в это время скифы потеснили савроматов к востоку, что нашло отражение в переданной Геродотом легенде. Более поздний автор — Диодор Сицилийский — назвал савроматов в числе покоренных скифами племен. Едва ли это верно, но савроматы могли действительно испытывать некоторое политическое воздействие своих западных соседей.

Во время похода персидского царя Дария I на скифов (около 514 г. до н. э.) савроматы были верными союзниками скифов, а еще позднее, в середине V в. до н. э. скифские купцы беспрепятственно проходили через территорию савроматов. Западный (волго-донской) вариант савроматской археологической культуры или какая-то его часть прямо связан с теми савроматами, о которых писал Геродот. Сложнее обстоит дело с носителями восточного варианта.

Безусловно, они — не геродотовы савроматы в конкретно этническом смысле этого слова, потому что Геродот локализует последних гораздо западнее. В восточном варианте имеются черты, сближающие его с культурами древних кочевников Средней Азии и Казахстана, которых довольно условно называют саками и массагетами.

Некоторые исследователи полагают, что восточный вариант принадлежал исседонам — народу, который упоминается у Геродота и некоторых других античных авторов, или даже непосредственно племенам сако-массагетского круга.

Читайте также:  6 типов деревянных храмов Руси

Отождествление с исседонами, вполне допустимое, все же мало что говорит об этнической принадлежности носителей восточного варианта, поскольку не исключено, что слово «исседоны» в первую очередь имело политическое значение — для наименования племенного объединения или господствующего в нем племени. Едва ли оно было самоназванием: восточные источники его не знают, да и в античных — в послегеродотово время — оно встречается в основном по традиции.

Источник

Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий