Третий Рим и Новый Иерусалима: история русского мессианства

Третий Рим и Новый Иерусалим: история русского мессианизма

Город Китеж – Новый Иерусалим – символ Святой Руси

Русский историк, литературовед и философ Петр Михайлович Бицилли, умерший в изгнании из Советской России и долгое время заведовавший кафедрой новой и новейшей истории Софийского университета, резко осуждал модель мессианизма (Москва — Третий Рим), которая , ради осуществления великой цели призвания России, делает это «безразлично какими средствами».

Бетцилли указывает на вторичность заимствованной из Византии историософской схемы, выраженной в формуле «Москва — третий Рим» — «идея вовсе не «совершенно новая», не «чисто русская» , но это был простой перенос в Россию представлений о «Втором Риме», который сводился к прославлению организованного насилия, созданного во имя конечной сверхъестественной цели».

Это действительно отрезвляющие слова. Ведь начало – цель оправдывает средства – это начало первого Рима, Рима латинского. Кажется, второй Рим не чурался этого принципа. Да и Третий Рим в какой-то степени передается.

Третий Рим и Новый Иерусалим: история русского мессианизма

Но все же, как ни трагичны события, сопровождавшие подчас поиски призвания России, — а трагедия здесь, пожалуй, неизбежна, если мы понимаем масштабность стоявшего перед нами вопроса, — новые грани самосознания, самоопределения перед русский народ.

С принятием христианства Россия приобрела представление о том, что христианская вера, этот свет с Востока, освещает Россию и делает ее светлой, святой, делает ее светом для народов. Русь стала называться Новым Израилем – это ее миссия для себя, стремление к торжеству справедливости, а миссия по отношению к другим народам – ​​противостояние Вавилону. Но что мы можем узнать из образа Москвы, Третьего Рима?

Мы учимся как на успехах, так и на ошибках. Образ Москвы как Третьего Рима утверждает важный элемент самосознания российского общества. Это противостояние Вавилону, то есть тем внешнеполитическим силам, которые стремятся погасить этот свет. С признанием себя Третьим Римом Россия все же стала рассматривать себя как «катехон», или «удерживающий» силу Антихриста от полного контроля.

Читайте также:  Топ-6 предметов и явлений, которые нельзя фотографировать

Третий Рим и Новый Иерусалим: история русского мессианизма

Но этот образ сдерживания, который интерпретировался как безбожным СССР, так и современной Россией, находящейся в антагонизме с большинством стран, все же не является полным отражением миссии России. Это как раз то, что Россия мешает миру делать. Именно философия Москвы как Третьего Рима способна дать, и делает, причем прямо сейчас и в полную силу, барабан.

Но дальше этого никто ничего не видит, в парадигме Третьего Рима. Здесь нет творческого русского мессианизма, который в полной мере представлен в другой, более древней, библейской модели России – Святой Руси.

Древняя Русь, или, как еще называют этот период, Святая Русь, это идеология не Третьего Рима, а Нового Иерусалима. Я не буду рассматривать все различия в этих определяющих мировоззрениях, а коснусь лишь главного: различий в природе русского мессианства.

Согласно религиозно-культурным установкам первого этапа христианства на Руси (до Зои Палеолог, до начала XVI века в общих чертах) мессианство России рассматривалось в категориях библейских пророчеств о Новом Иерусалиме. На фоне этих пророчеств формировалась, например, архитектура древней Москвы, о которой мы подробно говорили в одном из наших первых постов.

Третий Рим и Новый Иерусалим: история русского мессианизма

Этот мессианизм подразумевал отношения завета между Богом и народом через царя. Царь, таким образом, виделся на Святой Руси не как западный царь, чья роль заключалась в основном в светских функциях, а как Помазанник Божий, как совесть народа. При этом Церкви отводилась роль Божией опоры помазаннику, царю. В этот период в России не было патриаршего строя: все митрополиты и епископы были канонически равноправны. Они служили Богу, царю и народу. Такая система также называется (расплывчато) цезаропапизмом, то есть власть царя (кесаря) выше власти церкви.

Читайте также:  Самые необычные синицы, о которых ты даже не слышал

Это понимание было основано на Писании, в попытке создать оптимальный Новый Иерусалим в соответствии с лучшими библейскими моделями. В частности, самая превосходная модель правления в Писании — это Помазанник, то есть царь, избранный Богом. Таков был, например, Моисей, о котором сказано:

Третий Рим и Новый Иерусалим: история русского мессианизма

Китеж град – как ковчег

4 Моисей дал нам закон, наследие для общества Иакова. 5 И был он царем Израиля, когда собрались вожди народа с коленами Израилевыми». Второзаконие 33:4-5

Таким царем был Самуил, которого называли Судьей, и он был священником, пророком и царем. Кстати, для тех, кто знает пророчества о Ефреме, Самуил был из колена Ефремова. Ефремляне теоретически не могли быть первосвященниками, для этого были левиты. Но Бог в истории Самуила показывает, как Он дает первосвященство Ефрему! Это пророческое событие огромной важности.

Третий Рим и Новый Иерусалим: история русского мессианизма

Мелхиседек встречает Авраама

Самуил воплотил в себе идеалы Божьей монархии, именно монархии. Таким монархом, образцом и идеалом монархии был Мелхиседек, одно из главных достоинств которого видит Библия в том, что он был, во-первых, царем, а во-вторых, священником:

«Мелхиседек, царь Салима, вынес хлеб и вино; он был священником Бога Всевышнего». Бытие 14:18

Здесь со всей очевидностью отражается земной идеал Божьей монархии, теократии, когда Сам Бог есть Царь. Во всей своей полноте этот идеал будет достигнут только со Вторым пришествием Иисуса Христа, как Царя царей земных. Но царствование Белого Царя, за которым стоит сам Бог, служит своего рода буферной зоной, сглаживающей этот переход, позволяя людям осуществить этот Исход.

Во втором посте этого мини-сериала мы коснемся теократии в русской истории, смены парадигм Нового Иерусалима и Третьего Рима, обещанного восстановления библейской модели теократии в царствование. Белые. Царь.

Читайте также:  В Солнечной системе возможно есть черная дыра

Нина Кузнецова
Главный редактор , youtesla.ru
Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.
Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий