Вандализм христиан

После того, как император Константин I легализовал христианство в Римской империи, некоторое время новая вера соседствовала с язычеством. Но следующие правители, сыновья Константина I, Констант и Констанций II, начали проводить политику вытеснения старой веры. Констанций II приказал закрыть все нехристианские храмы, запретил под страхом смертной казни все языческие жертвоприношения. Из здания римского сената был удалён Алтарь Победы, поскольку он изображал богиню Викторию (она же греческая Ника).

Вандализм христиан

Именно тогда началось разрушение статуй, изображающих римских, греческих и прочих богов, уничтожение разнообразной религиозной символики, а также самих храмов. Начало этому процессу положил ещё Константин I, приказавший разобрать несколько культовых зданий в Константинополе. Императоры-христиане запретили всякое религиозное строительство, кроме христианского, поставили вне закона вообще все жертвоприношения, включая домашние, а также публичные гадания. Традиционные римские гаруспиции (гадания по полёту птиц, которые было положено проводить перед любым важным мероприятием) также запрещались.

Вандализм христиан

Но при Константине I христианский вандализм ещё не стал распространённым явлением. Статуи прежних богов всего лишь вытаскивали из храмовых помещений и выставляли на улицы: смысл этого действия был в том, чтобы все убедились — это обычные скульптуры. Начало сколько-нибудь масштабного вандализма, сперва против языческих святилищ, а потом и против произведений искусства, обычно связывают с временем правления императора Феодосия I. В 391 г. н.э. он издал так называемый Миланский эдикт, в котором все религиозные обряды в языческих храмах были объявлены преступлениями против императора. Нарушителям грозили денежные штрафы и конфискация имущества.

Вандализм христиан

Именно при этом императоре, прослывшем ревностным христианином, были отменены все праздники, связанные с язычеством. Был погашен вечный огонь в храме Весты на римском форуме, а весталки изгнаны. Также при нём были запрещены как пережиток язычества и Олимпийские игры — последняя олимпиада в Риме датируется 393 г. н.э. Кроме того, император Феодосий I наказывал те римские магистраты, которые не проявляли должного усердия в искоренении язычества. А вот христианские фанатики, активно занимавшиеся вандализмом, напротив, обрели полную безнаказанность.

Читайте также:  Владения Шереметевых. Городская усадьба на Воздвиженке

Вандализм христиан

Писатель Либаний, которому тот момент было около 80-ти лет, жаловался на бесчинства этих личностей: «Вот тому свидетельство: в городе Берос была медная статуя — Асклепий в образе красивого сына Клиния, где искусство воспроизводило природу. В ней было столько красоты, что даже те, кому представлялась возможность видеть ее ежедневно, не могли насытиться ее созерцанием. Нет столь бессовестного человека, который дерзнул бы сказать, что ей приносили жертвы. И вот такое произведение, отделанное с такой затратой труда, с такой талантливостью, разрублено в куски и пропало, и руки Фидия поделило между собой множество рук».

Вандализм христиан

В 391 году патриарх Александрии Феофил получил от императора Феодосия I разрешение на уничтожение языческих храмов. Церковный историк Сократ Схоластик писал: «Опираясь на такое полномочие, Феофил употребил все, чтобы покрыть бесславием языческие таинства: он срыл капище митрийское, разрушил храм Сераписа. Видя это, александрийские язычники, а особенно люди, называвшиеся философами, не перенесли такого оскорбления и к прежним кровавым своим делам присовокупили ещё большие; воспламененные одним чувством, все они, по сделанному условию, устремились на христиан и начали совершать убийства всякого рода. Тем же со своей стороны платили христиане».

Вандализм христиан

К храму Сераписа относилась и знаменитая Александрийская библиотека. Она была уничтожена, огромное количество бесценных рукописей пропали. Не остановившись на этом, разгорячённые столкновениями с защитниками традиционных ценностей христианские толпы прошлись по всему огромному городу. По словам Руфина Аквилейского «были разрушены все молельни демонов, которые в Александрии были выдолблены чуть ли не в каждой колонне». Проповедники всячески одобряли подобное проявление религиозной ревности народными массами. Например, Святой Августин призывал свою паству в Карфагене разбить все материальные символы язычества.

Читайте также:  Древний греческий философ был выслан для утверждения, что Луна была скала, а не Бог

Вандализм христиан

Несколько слабее было христианское влияние вдали от основных центров римской цивилизации. Но постепенно адепты новой веры добрались и до них. В VI веке при императоре Юстиниане I были закрыты последние из ещё действовавших языческих храмов, например храм Исиды в Филах (на острове посреди Нила, где по древнеегипетским поверьям был погребён Осирис).

Вандализм христиан

К тому времени борьба против язычества в крупных городах стала неактуальной, фанатичные толпы устраивали кровавые разборки уже по иным вопросам: о монофизитстве, поклонении иконам и прочим тонкостям христианской веры.

Источник

Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий