Во льдах под вражеским огнем

Во льду под огнем врага

Ни солдаты, ни офицеры фашистского рейха больше не верили в победу Германии над Советским Союзом.

Со второй половины октября и особенно с первой половины ноября 1942 года наши войска готовились к контрнаступлению в районе Сталинграда. По этой причине на севере и юге города были сосредоточены крупные силы: войска, танки и пушки, тракторы и минометы, автомобили и повозки. Были перевезены и созданы большие запасы топлива, боеприпасов и продовольствия. Атака на гитлеровские войска и их союзников была тщательно спланирована, чтобы обязательно привести к окружению и разгрому всей группировки войск противника.

Огромная масса людей, военной техники и товаров была перевезена через Волгу через юг и север Сталинграда.

Для Южной группы армий Сталинградского фронта (64-я, 51-я, 57-я и 28-я армии) транспортировка войск, техники и грузов осуществлялась с переходов Бекетовка, Стальгрес, Сарепта, Красноармейск, Татьяна, Светлый Яр, Каменный Яр, Солодники и Никольский. Буксиры и тяжелые паромы работали на этих переправах до замерзания Волги 16-25 декабря 1942 года.

Для Северной группы армий (Донской фронт) резервы доставлялись как по суше на правом берегу Волги, так и по воде и, кроме того, Донским фронтом было предусмотрено 8 переправ через Волгу.

Конечно, это не умаляло задачи снабжения 62-й армии Сталинградского фронта, которая продолжала обороняться в Сталинграде.

Положение 62-й армии продолжало оставаться тяжелым, так как на Волге начался ледоход, который, как показали дальнейшие события, затруднил снабжение армии до предела.

С 6 ноября с Волги сошел редкий лед, а 10-11 ноября он стал твердым. В то же время судоходство по реке стало очень затруднительным, что сразу сказалось на работе всех армейских переправ. Среди причин, затруднявших судоходство в этот период, были следующие. Все корабли с деревянными корпусами были вынуждены прекратить работу на переправах, так как они купались в паре с больших льдин и, набирая воду, тонули.

Во льду под огнем врага

Даже самоходные корабли со слабым, хоть и железным, корпусом и маломощными машинами не могли плавать во льдах, так как их корпуса часто были повреждены, а машины не выдерживали давления ледяных полей, и корабли уходили вниз по течению. Это были пассажирские суда типа трамвай, тральщики и газопроводы Волжской военной флотилии, некоторые понтоны, паромы, катера и тому подобное.

Читайте также:  15 интересных фактов о стране Нигер

Мешали часто падающие на реку густые туманы, во время которых работавшие на переправах корабли были вынуждены долгое время стоять на месте. Купаться в тумане на реке и сейчас практически невозможно, а тем более, поскольку уровень технических средств плавания был неизмеримо ниже современного.

Пешеходный мост через Денежную Воложку и плавучие мосты через реку Куропатку (Старая Волга) размыло льдом. Правда, саперы и понтоны за несколько дней снова построили мосты через куропатку, когда над ней поднялся лед, но несколько дней было потеряно.

Волга по-прежнему была мелкой (обычное падение уровня воды осенью), поэтому судам, работающим на переправе, приходилось иметь мелкую осадку. Использование кораблей с относительно большой осадкой стало невозможным.

Скорость снижения уровня воды в Волге в то время можно понять из следующих данных: с 12 ноября по 11 декабря 1942 года уровень воды снизился на 430 сантиметров, то есть вода падала в среднем каждый день 14 сантиметров. Это создавало в дальнейшем очень большие трудности для навигации и, конечно же, для переправ.

Перед речниками Нижне-Волжского речного пароходства стояла проблема обеспечения переправы железными судами, в том числе железными баржами-паромами, которые при этом должны были быть мелкосидящими.

Проблемы обеспечения Сталинграда и других переправ судами, способными передвигаться по льду, возникли задолго до начала ледохода.

Так, 23 октября 1942 года Военный совет Сталинградского фронта принял решение мобилизовать к 3 ноября определенное количество морских и речных судов, способных действовать на ледовых переходах. Планировалось привезти морские корабли из Астрахани. Однако оттуда вышло всего четыре корабля, а остальные должны были находиться на Нижней Волге.

10 ноября 1942 года Военный совет Сталинградского фронта приказал начальнику тыла фронта генерал-майору Н.П. Анисимову и председателю Комитета обороны города Сталинграда А.С. Чуянову: «.. найти дополнительный флот, способный не останавливать работы на переходах в гололедицу».

Мощные буксиры «Сократ», «Реконструкция», «Варяг», «Дзержинский», «На вахте», «Громобой», «Механик Власов», «Циолковский» также были назначены на переправы 64-й, 51-й и 57-й армий, «Самара», «Кузнец», «Краснофлотец» и соответствующие им номера нефтеналивных барж большого водоизмещения. Эти баржи несли тяжелую военную технику и большие массы войск для предстоящего контрнаступления. Кроме того, сами буксировщики перевозили на борту легкие грузы и истребители с легким вооружением. Например, буксиры «Краснофлотец», «Самара» и др. погрузили до 600 бойцов и командиров и совершили 6 переходов через Волгу вместо 4 по плану.

Читайте также:  Сколько в черепе костей?

В самые тяжелые дни ледохода пароходы не могли подходить к причалам, поэтому выгружались прямо на кромку застоявшегося льда, откуда груз доставлялся по льду к месту назначения.

Командующий Сталинградским фронтом генерал-полковник Еременко, приказ № 0245 от 13 ноября 1942 года в связи с началом ледохода приказал начальнику инженерных войск фронта генерал-майору Петрову и командующему Приволжской военной флотилией контр-адмирал Рогачев обеспечить переправы с соответствующими мотоциклами, водными и бронекатерами, обеспечить правильную загрузку побережья Волги по воздуху и в течение 2 дней с 14 по 15 ноября доставить на правый берег Волги все необходимое, чтобы прокормить войска на весь период ледохода.

Этот приказ командующего фронтом выполняли 23 речных корабля и 13 броненосных кораблей, действовавших на переправах. На правый берег удалось доставить припасы за 5-6 дней, а ледоход в том году длился больше месяца. Так что этих запасов явно не хватило на весь период ледохода.

В крайне тяжелых боевых и природных условиях до 16 декабря им приходилось заниматься доставкой войск, погрузкой и вывозом раненых.

Особенно сложно бронекатерам было работать на «Переп-62» в гололедицу. Благодаря мощным двигателям и прочным корпусам они не боялись ледохода. Но большим препятствием для них была грязь. Шуга забил Kingstons поставленной морской водой для охлаждения двигателей.

Неохлаждаемые двигатели быстро нагрелись, на них стала подгорать краска. И если их не остановить одновременно, подшипники могут плавать, а это означает, что двигатели могут быть повреждены. Выключение двигателя грозило, что не продвигавшийся бронекатер сядет на мель или станет удобной целью для огня противника. Поэтому грязь стала «врагом №1» для бронекатеров».

Механики бронекатеров унтер-офицеры С.М. Саркисов, Мамонов, И.В. Залогин и другие под руководством механика 2-й танковой дивизии инженер-капитан III ранга К.П. Сукачев предложили и внедрили такой способ борьбы с шугой. Если бронекатер двухмоторный (тип 1124), то он должен перейти под один двигатель и иметь второй наготове. Как только рабочий двигатель Kingston забился грязью, его остановили и запустили другой, и бронекатер продолжил свой ход. На тот момент забитый Кингстон прочистили сжатым воздухом, после чего этот двигатель был готов и так далее. А потом они работали двигателями поочередно, как в первом случае.

Читайте также:  Rocket Lab в конце года запустят миссию к Луне

Кроме того, чтобы ускорить охлаждение нагретых двигателей, механики накрыли коллекторы большими кусками ветоши, погруженными в морскую воду.

Конечно, такой прием снизил скорость бронекатеров и их маневренность, но это было лучше, чем стоять во льдах под огнем противника.

После 10-15 дней ледохода слякоть спала, и бронекатера полетели в том же направлении.

Отопление жилых и других помещений на бронекатерах не предусматривалось. В сильные морозы борта внутри лодки покрывались инеем, внутри помещения холод был даже сильнее, чем снаружи. Только в моторном отсеке при работавших двигателях было относительно тепло.

Моряки вопреки всем довоенным инструкциям установили в колодцах печей небольшие железные печки, что позволяло им немного согреться и просушить мокрую одежду. Прежде всего, при транспортировке раненых требовалось тепло. Конечно, печи эксплуатировались с большой осторожностью, так как в цистернах бронекатеров находился авиационный бензин, а боеприпасы поблизости всегда были. Перед военным походом пузатая печь хорошо прогревалась, а во время похода топка была отключена, чтобы не создавать дополнительный очаг огня при попадании вражеской пули.

Так что все бронекатера плавали до тех пор, пока не замерзли на зиму во льдах где-нибудь у берега. Все это время сотрудники жили в вырытых на берегу укрытиях рядом с бронекатером, выполняя ремонт механизмов и даже замену двигателей. К середине ноября 1942 года все бронекатера, работающие на переправах, выработали около двух, а у некоторых и более двух нормативов моторесурса. На практике двигатели какое-то время работали, как тогда было сказано, на энтузиазме моря механиков и на запасе прочности нашей отечественной техники. Благодаря неутомимой заботе помощников и механиков двигатели продолжали работать, и они очень редко выходили из строя в военной кампании.

Нина Кузнецова
Главный редактор , youtesla.ru
Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.

Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий