В 1942 году Наркомат нефтяной промышленности СССР направил в Волго-Уральский нефтяной район в качестве главного геолога «Таймазнефти» инженера Т.М. Золоева (уроженец села Чикола). Здесь открыто крупнейшее месторождение с многомиллиардными запасами нефти. В 1946 году Т.М. Золоев получил звание лауреата Государственной премии I степени.
В 1944 г его соотечественник, инженер-нефтяник Д.А. За открытие правительством СССР новых месторождений Д.А.Такоев был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени. Он получил Ленинскую премию.
В годы войны научная деятельность дигорского инженера-геолога Г. Ц. Медоев был связан с Казахским геологоразведочным трестом. За исследования на Карагандинском угольном месторождении ему была присуждена Государственная премия СССР.
В связи с войной образовательная программа в вузах Северной Осетии была построена иначе. Таким образом, были введены защитные элементы, изменено содержание серии курсов. На химическом факультете педагогического института студенты начали изучать химию ядовитых и взрывоопасных веществ; по физико-математическим наукам – морская астрономия, аэронавигация, основы военной акустики; по военно-географической топографии.
В Медицинском институте большое внимание уделялось изучению военно-полевой хирургии, военной эпидемиологии. Студенты посещали больницы, больше времени уделялось практическим занятиям.
Во всех вузах введен спецкурс «Великая Отечественная война Советского Союза», а также преподавание политической экономии. Особое внимание уделялось физической и военной подготовке студентов.
Студенты вузов республики во время летних каникул работали в колхозах и совхозах, в промышленных и медицинских учреждениях, участвовали в строительстве оборонительных сооружений в 1941-1942 гг.
В это трудное время партия и правительство, движимые заботой о подготовке специалистов, искали возможности оказать помощь высшим и средним учебным заведениям. 5 мая 1942 г. ЦК Коммунистической партии Союза (б) и СНК СССР приняли постановление «О приеме в вузы и мерах по укреплению вузов». Он предусматривал освобождение от призыва на военную службу магистрантов, а также по некоторым специальностям и предпоследним курсам; изложены меры по улучшению их питания и пищевых продуктов.
Большую работу по идейному воспитанию советских людей провели ученые и преподаватели вузов гуманитарного профиля, в основном сотрудники кафедр социальных наук вузов и Научно-исследовательского института языка, истории, литературы и экономика. В устных и печатных выступлениях они разоблачали хищническую и человеконенавистническую сторону фашизма, подчеркивали справедливый и освободительный характер Великой Отечественной войны, пропагандировали славные исторические традиции народов страны, поднимали моральный дух советского народа, внушали их уверенность в победе.
Среди представителей гуманитарных наук В.И. Абаев, В.Ф. Скицкий, И. Джанаев, Х.С. Черджиев, Г.М. Апресян, Ф.В. Лизунов, А.К. Джанаев продолжили свою научную деятельность в годы войны. Б. Дзокаев, В.С. Гальцев, Б.А. Цуциев и другие.
В 1944 году в вузах и техникумах Северной Осетии обучалось 6417 человек. Было 176 научных сотрудников, в том числе 36 профессоров, 19 докторов и 68 кандидатов наук. В 1944 году университеты выпустили 300 специалистов. Многие исследователи воевали на фронте. Бугоев Д.Е., Джатиев Д.Е., Золоев Х.Д., Кулов С.Д., Караев И.Д., Саутиев М.Б., Скляров Н.А., Собиев В.П., Хубецов А.О. В первой половине 1943 года после фашистской оккупации во всех регионах республики были восстановлены агитационные коллективы и читальные залы, возобновили работу 15 партийных отделений горкома Орджоникидзе и райкомов партии. В городе Орджоникидзе снова заработали радиоцентры, библиотеки, работали четыре кинотеатра и два театра прозы.
В 1944 году агитаторы, помимо лекций и докладов на промышленных предприятиях, в колхозах, совхозах, учебных заведениях, МТС и среди населения Северной Осетии, провели 30811 бесед, охватив 629 944 человека. В 1945 году насчитывалось 570 агитационных коллективов.
На момент окончания войны в республике действовали 86 читальных залов, 22 сельских клуба, 18 районных домов культуры, 58 публичных библиотек и 5 музеев. В 1944 году в республике было 250 школ, из них 81 начальная, 82 неполная средняя и 87 средних. Общее количество студентов 75 тысяч.
Постановлением СНК СССР от 24 октября 1941 года в школах была введена военно-физическая подготовка учащихся 1-10 классов. 7 сентября 1942 г. ЦК КПСС (б) принял постановление о военно-физической подготовке старших классов общеобразовательных школ.
Военные уроки и физическая культура были объединены под одним названием: военная подготовка. Ученики 1-4 классов научились пользоваться противогазом, кататься на лыжах. В 5-7 классах юноши прошли тактическую, огневую, строевую и химическую подготовку, познакомились с инженером, топографией, получили представление о родах войск. Обучение девочек включало занятия по гимнастике, лыжам, гигиене и гигиене. Программа для 8-10 классов была направлена на подготовку бойца, способного действовать в составе подразделения; школьники 8-10 классов были разделены на отряды, взводы, роты. Девушки прошли обучение на женщин-офицеров, радистов, телеграфистов.
Под руководством ЦК КПСС в школах прекращена практика социалистического соревнования между учащимися и учителями по учебной работе, установлены выпускные экзамены для окончивших начальную и семилетнюю школы были введены экзамены на получение аттестата бакалавра и учреждены золотые и серебряные медали за выдающиеся академические достижения и отличное поведение.
В период летних каникул 48 600 студентов были трудоустроены на полевых работах в колхозах республики в годы Великой Отечественной войны, отработав 1 190 000 рабочих дней.
В тяжелые военные годы многие североосетинские учителя, в том числе О.А. Арцутанова, А.Ф. Батяев, Л.И. Бигаева, Е.Я. Гериева, А.Н. Глебович, Г. Джанаева, В.П. Жданова и другие за самоотверженный труд были награждены правительственными премиями.
По состоянию на 1 января 1944 года в республике действовало 35 детских садов, в которых находилось 2370 детей, и 6 детских домов с 537 детьми. 2700 человек прошли обучение по системе «Система управления трудовым резервом. Кроме того, в республике организовано специальное профессионально-техническое училище для детей красноармейцев и партизан, детей-сирот.
Ученые, писатели, журналисты, деятели искусства и кино, педагоги Северной Осетии, как истинные патриоты и интернационалисты, оказались в первых рядах борцов и тружеников тыла, показывая пример служения, вдохновленного Отечеством.
- Хотите связаться со мной?