Воздушные пираты против наших судов

Воздушные пираты против наших кораблей

Для надежного перекрытия Волги немцы сбрасывали мины не равномерно по всей длине реки, а на некоторых ее участках, как правило, в проливах, тем самым добиваясь высокой плотности минной закладки.

Действительно, наибольшая плотность размещения мин была на участках Волги от Солодников до Черного Яра и от Дубовки до Быковых Хуторов.

Мины, как правило, сбрасывались в Волгу с самолетов ночью, чтобы наша служба наблюдения не могла заметить место их падения. Необнаруженные места падения мин сильно затрудняли траление, так как при этом приходилось протирать огромные акватории для обеспечения безопасности плавания судов, что требовало огромного количества подавляющих сил и, прежде всего, погоды.

Другое дело, когда было точно определено место падения мины. Такая мина могла быть уничтожена за короткое время взрывами глубинной бомбы, и на ее уничтожение требовалось некоторое время. В остальных случаях, если позволяла глубина, караваны кораблей можно было проводить в обход обнаруженной шахты.

Поэтому главным в минной войне на Волге было не только уничтожение мин, но и точное знание их местонахождения.

Гитлеровские грифы начали обстреливать речные корабли и обстреливать их сверху из пушек и пулеметов 25 июля 1942 года. Сначала они наносили удары днем, пользуясь тем, что речные корабли не были вооружены зенитными орудиями и только одну небольшую часть из них сопровождали корабли Волжской военной флотилии. В дальнейшем, начиная с конца первой декады августа 1942 г., когда некоторые речные и пассажирские корабли были вооружены зенитной артиллерией, авиация противника стала совершать налеты только в ночное время.

Первой жертвой на «Волге» стал буксир «Смоленск» (капитан А.К. Марфин), который буксировал груженый нефтью танкер «Найдома». Пароход подорвался на мине и затонул в районе Луговой пролейки 25 июля 1942 года.

Читайте также:  Девушка решила сэкономить и нарастить ресницы, но на результат «больно» смотреть

Обстановка на Волге в те времена была тревожной. Служба взлетно-посадочной полосы уже располагала информацией о том, что противник закидывает Волгу минами, поэтому все капитаны кораблей были предупреждены о неукоснительном соблюдении инструкций по плаванию в условиях минной опасности.

Воздушные пираты против наших кораблей

«Смоленск» на полном ходу шел по реке от Камышина до Сталинграда. При подходе парохода к пристани Луговая Пролейка капитану подавали голосовые сигналы остановиться, так как дальше путь перекрывался – обнажились мины противника.

Поскольку на закрытии фарватера не было подходящих навигационных знаков, капитан А.К. Марфин, полагая, что опасности нет, продолжал следовать своей цели .

Недалеко от пристани Луговая пролейка, у самого берега, уже стояли задержанные по той же причине пароходы «Марат» и «Дмитрий Фурманов».

Капитан «Смоленска» посмотрел на часы, опасаясь, что он прибудет к месту назначения вовремя. Как только пароход миновал пристань на Луговой пролейке, прямо под ним произошел взрыв. Мина взорвалась под топливными баками, причинив серьезный ущерб корпусу корабля, в результате чего пароход затонул за 2-3 минуты.

Поскольку пароход взорвался на катке, при погружении в воду его надстройки выступали из воды, и оставшиеся в живых люди цеплялись за них. Катер, сошедший с парохода «Марат», собрал всего 10 человек, остальные 11 членов экипажа погибли.

Среди погибших – штурманы П.Д. Лозин и А.А. Глушенков, механик Д.И. Семигласов, матросы В.А. Глушенков, А.Я. Марфина, Т.Н. Копылов, И.Я. Блохин, кочегары А.Д. Семигласов и А.В. Грачев, нефтяник Ш. В. Вильнеев и повар 3. А. Петрова       .

Унесенная течением баржа «Найдома» подошла к затопленному «Смоленску», оперлась на его корму и остановилась.

С наступлением темноты самолет противника сбросил на него 5 бомб, одна из которых подожгла баржу. На «Найдоме» погибли помощник капитана Г.И. Белогубова, матросы Е.А. Мажикова и Максимов.

Читайте также:  Девушка с помощью Инстаграм поймала парня на измене, как настоящий хакер, а сделать это может каждый

Причиной гибели парохода «Смоленск» стала нечеткая организация работы взлетно-посадочной полосы, на которой отсутствовали дневные навигационные знаки, закрывающие фарватер. Совершил ошибку и капитан А.К. Марфин, не обратив внимания на то, что другие корабли были остановлены и находились на берегу.

В тот же день пароход «Союзный ЦИК» (капитан Я. В. Баранов) был уничтожен авиабомбами противника. На судне погибли капитан, несколько членов экипажа и трое детей.

Весть о первых случаях гибели кораблей на минах и о вражеских бомбардировках быстро облетела всех речных рабочих. Резко возросли требования ко всем капитанам взлетно-посадочной и траловой служб Волжской военной флотилии. Капитаны кораблей начали четко и без вопросов следовать указаниям остановиться, рассредоточиться и смешаться.

И хотя случаи гибели кораблей продолжали происходить, их было бы намного больше, если бы дисциплина штурманов была на низком уровне.

26 июля 1942 г пассажирский пароход «Александр Невский» (капитан Н. И. Харланович) был подожжен фашистскими самолетами. На борту этого корабля находилось 300 пассажиров, многие из которых погибли   .

9 членов экипажа погибли. Среди них летчик В. А. Купцов, моряки С. И. Погодин, В. П. Сасиков, А. И. Быстрова, А. Власова, А. И. Громов, Г. Големшин и другие.

В этот же день в районе Солянского Яра в результате бомбовых ударов погиб буксир «Аджаристан» (капитан И.А. Титов), на других участках Волги – 4 танкерные баржи.

На следующий день, 27 июля 1942 года, 19 судов, в том числе 9 балкеров и 8 сухогрузных барж, а также буксиры «Сталинец» и «Капитан Гастелло» были уничтожены вражеской бомбардировкой».

Буксир «Капитан Гастелло» (капитан П. Ф. Рузманкин) буксировал две баржи с боеприпасами по Волге. И впереди, и за ним шли другие корабли, большинство из которых следовали по Волге до Сталинграда.

Читайте также:  Невероятно, но факт!

В районе острова Гусины, в Капустин Яр, между 12 и 13 часами группа фашистских самолетов атаковала наши корабли. Один из самолетов, отделившись от его группы, зашел на пароход «Капитан Гастелло» и сбросил с высоты 400-600 метров три бомбы, из которых две попали в корабль: одна – в носовой топливный бак, вторая – в правом кожухе.

Взрывы бомб привели к сильному пожару и разрушению корабля. Капитан П.Ф.Рузманкин, первый штурман П.И.Горов и рулевой П.К.

Помимо них на борту погибли еще 8 членов экипажа и несколько детей. Среди них первый механик И.П. Комаровский с женой, рулевой Рачков с женой и детьми, жена капитана с трехмесячной дочерью и другие. Многие члены экипажа получили ранения. Деформировался корпус корабля и его борта до машинного отделения, сгорели все надстройки. Людей спасали лодки с других кораблей.

Две баржи с боеприпасами, буксируемые капитаном Гастелло, также были уничтожены вражескими самолетами.

В день 28 июля 1942 г на Нижней Волге от Замяны до Камышина погибло 11 кораблей, из них 4 самоходные («Черкбссия», «Бурят», «Чебоксары», «Память Шмелева»). В результате взрыва сухогруза «Черкесия» в районе Саралевского острова погибли капитан корабля С.И. Сергеев, механик А.А. Лабейкин и другие члены экипажа.

Нина Кузнецова
Главный редактор , youtesla.ru
Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.
Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий