Зачем усложнять курс биологии в школе?

В прошедшем учебном году мне пришлось провести десятка полтора уроков биологии. О причинах распространяться не буду, о причинах того, что не отказался, тоже. Пришлось обновить свои институтские знания по анатомии, физиологии и гигиене, для чего, естественно, пришлось проштудировать все доступные учебники и учебные пособия. И вот это "штудирование" заставило меня задуматься: "А кому и зачем понадобилось усложнять школьную биологию?"

Я великолепно помню курс своей школьной биологии (не зря в своё время был победителем областной олимпиады) и помню лёгкий и доступный для понимания материал учебников, а, главное, логику его изложения. Вам не стоит думать, что я опираюсь только на школьные знания. В моём вузе была очень сильная кафедра медико-биологических дисциплин. Не буду вдаваться в подробности, но биология – это не чужой для меня предмет.

Даже в недалёкие от нас "нулевые" годы существовала чёткая система изучения биологии в школе: 6 класс – ботаника, 7 и 8 классы – зоология, 9 класс – анатомия и физиология человеческого организма, 10 и 11 классы – общая биология и экология. Сейчас всё сложнее. По ФГОСам 2-го поколения изучение биологии начинается в 5 классе. 5-6 класс – это ботаника и экология. В 7-м классе "галопом по Европам" изучается всё многообразие животного мира. В 8-м классе просто огромный объём по биологии человека. 9-11 классы – это общая биология с огромным слоем экологии. Причём с ног на голову перевёрнута вся логика прохождения материала, а язык учебников стал настолько заумным ("научным"), что средний ученик его просто с трудом понимает.

Зачем усложнять курс биологии в школе?

Поверьте, это очень нехороший учебник

Если сравнивать с доФГОСовскими учебниками и программами, то сразу можно понять, что современные ученики банально перегружены знаниями, которые они не способны воспринять по возрасту. Меня особенно возмутили программы и учебники для 7 и 8 классов. Учебник Колесова по курсу "Человек" – это образец для того, как не стоит писать учебники для 8-классников. Огромный объём (это при 2 часах в неделю), переусложнённый терминами язык изложения, да ещё и куча заданий. Если старательно отрабатывать эту программу, то 68 уроков в год не хватит даже на треть учебника (не забываем, что есть ещё и рабочая тетрадь).

Читайте также:  В NASA провели испытание основной ступени новой «лунной ракеты»

Программа для 7 класса – это просто преступление. За 1 год изучить всё разнообразие животного мира – это невозможно. Интересно, кстати, что основной упор делается не на строение организма и его функции, а на систематику. Но и систематика даётся без учёта современных знаний. Наверное, самый большой интерес у учеников наших 7-х классов вызвал урок, на котором я рассказывал про архозавров (единых предков динозавров, птерозавров, птиц и крокодилов) и их эволюцию (в учебнике про это даже упоминания нет).

В общем, сделали сложно, быстро, научно. И, замечу, плохо изучаемо! Вот такие дела. Удачного дня всем, кто уделили внимание этой статье!

Источник

Нина Кузнецова
Главный редактор , youtesla.ru
Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.

Оцените статью
YouTesla.ru
Добавить комментарий